Первая роль для каждого актёра имеет огромное значение. Это своего рода, фундамент, на котором прорастают индивидуальные и творческие способности человека и который создает контуры его будущей карьеры.
У Ирины Ивановой, сыгравшей роль Полины в культовом советском фильме «Мужики», этот фундамент был безупречный. Первая и единственная роль в жизни принесла ей общесоюзную славу.
С ней мечтали сотрудничать многие прославленные режиссеры, ей прочили блистательную карьеру в театре и кино, от поклонников отбоя не было, но девочка, неожиданно для всех и вопреки, казалось бы, здравому смыслу, отказалась от всего – и от славы, и от перспектив, сделав, на тот момент весьма странный выбор.
Но, как оказалось, именно этот выбор принес ей счастье, а его правильность подтвердилась лишь спустя многие годы. Так как же сложилась судьба той самой Полины из фильма «Мужики».
Детство, первый провал, депрессия
Ирина росла в интеллигентной московской семье. С самого детства папа с мамой – люди очень образованные – прививали девочке чувство прекрасного. Водили в музеи, галереи, театры – в общем приобщали ее к интеллектуальному труду.
Мечтали, чтобы Ирочка получила великолепное образование, вышла замуж за достойного человека и сама стала достойной советской женщиной. Но у юной дочери неожиданно стали появляться свои планы. «Хочу стать актрисой» – как-то воскликнула Ира в разговоре с родителями
То ли московские театры, в которых девочка проводила вечера, на нее так повлияли, то ли блистательный советский кинематограф, то ли театральный кружок в школе, который она регулярно посещала – а, может, все сразу, но родителям, в конце концов, пришлось уступить – Ира была непреклонна.
Первым серьезным испытанием для начинающей актрисы стали пробы на роль Майи в фильме «Приключения Электроника». Константин Бромберг, режиссер ленты, моментально оценил потенциал Иры.
Но на роль утверждать ее все же не стал. По мнению режиссера, Ирина была слишком характерная и чересчур серьезная для детского фильма. Ну не подходила она по темпераменту – уж слишком грустный и пронзительный был взгляд у девочки.
«Ей бы более серьезные, драматичные роли играть, а не в комедиях сниматься» – говорил Бромберг. Ира впала в депрессию.
Руки опустились – она уже мысленно отказалась от своей мечты стать актрисой и с головой ушла в учебу. Но фото Ирины, сделанное еще на пробах, сохранилось в архиве.
И через несколько месяцев тот самый пронзительный и грустный взгляд Ирины попался еще одному режиссеру – Искре Леонидовне Бабич, которая как раз в тот момент и набирала актеров для фильма «Мужики».
Пазл, как говорится, сложился сразу. Ира прекрасно подходила на роль Полины. Пронзительный взгляд, характерная внешность, добрые, умные, преданные, любящие глаза дочери, которая не знала своего отца – это и было нужно для трогательной и атмосферной картины.
Съемки и слава
Бабич тут же заочно утверждает Иру. Оставалось дело за малым – убедить расстроенную девочку вновь поверить в себя и свои силы. Усилиями Бабич и родителей это сделать удалось, не сразу, но удалось. Ирочка согласилась – съемки начались.
Я дважды отказывался от это роли. И только настойчивость Искры… Она третий раз мне позвонила: «Саш, это твоя роль. Ты должен».
Переломным моментом – стало знакомство с прототипом своего героя. Я пять минут поговорил с ним. Я понял, что это мое и навсегда. Я подписал договор, и не жалею.» – говорил Александр Михайлов
Вот так, не благодаря, а вопреки, как говорится, удалось собрать тот самый актерский состав, который и превратил, казалось бы, обычную историю в очередной шедевр советского кинематографа.
На площадке, кстати, тоже процесс шел непросто. Особенно для юной актрисы. Не все сцены Ирочка поначалу смогла сыграть. Контекст для нее был непривычный, неестественный.
Все-таки девочка она городская, а сниматься приходилось в деревне – местный колорит передать надо было убедительно чтобы деревенские сказали: «Верю». Вот, к примеру, эпизод с коровой никак Ирочке не давался:
«Ирочка, ты должна плакать — корову уводят, это очень драматичная сцена. А она стоит, улыбается: «Ну и что, ну и пусть уводят. Я же в городе живу, что мне эта корова – есть она или ее нет» – вспоминала Бабич
Но вскоре, все, как говорится, встало на свои места. Ирочка настолько вжилась в роль, что опытный Александр Михайлов даже стал в какой-то момент ведомым и как бы играл вторую партию в сценах с Полиной.
«Некоторые эпизоды смотреть просто невозможно. Я шел от нее. Это потрясающе. Играла она великолепно» – вспоминал Михайлов
Только Ирочка, увы, была другого мнения. Чем-то гениальным собственную игру она не считала. После премьеры и оглушительной славы она несколько замкнулась в себе.
Своих поклонников сторонилась, на контакт ни с кем не шла, даже многочисленные предложения от других режиссеров, работать с которыми мечтали актеры первой величины, почему-то отклоняла. Да и в целом успех фильма объяснить себе не смогла:
«Я не могла понять, почему взрослые ревели. Да, было понимание, что фильм вот такой, но маленькой девочке полностью осознать все смыслы было не под силу.
И только спустя годы, когда я посмотрела фильм со своими детьми, я сама зарыдала. Когда Степа заговорил — это момент, который у всех разрывает душу в клочья»
Спустя годы – женское счастье
Ирочке прочили потрясающее будущее. Режиссеры выстраивались в очередь, чтобы посотрудничать с юной актрисой, популярность была неимоверная.
Но девочка неожиданно для всех решила уйти в тень, и с актерской карьерой завязать навсегда. Хотя многие известные режиссеры и актеры, знавшие Ирочку лично, настаивали:
«Иди в актрисы, получай образование – у тебя колоссальные перспективы»
Спустя многие годы Ирина Иванова объяснила свое решение так:
«Предложений сняться в кино было много. Но, честно говоря, не моё. Я могла бы сыграть и лучше. Мне не понравилось, как я сыграла». А потом добавила:
«Когда я была еще совсем маленькой, я маме сказала, что выйду замуж только за военного, у которого больше всех звездочек на погонах. Спустя 11 лет мой будущий муж смотрит фильм «Мужики!..» и, по его словам, влюбляется в меня.
И спустя какое-то время мы познакомились на работе. Он — человек, у которого больше всех на погонах звездочек, а я девочка Полина».
Жалеет ли наша героиня о сделанном ею выборе? Конечно, нет. Ведь она выбрала семью, а не карьеру. Выбрала детей, а не призрачные перспективы, которые сегодня – есть, а завтра – их нет. Она выбрала личное счастье, детей, домашний уют вместо славы, узнаваемости и финансового достатка.
Кто знает, как сложилась бы судьба Ирочки, выбери она творчество. Возможно, и брак крепкий бы не случился (как у многих талантливых актеров), и с детьми времени она бы не проводила. А что вместо этого?
Гастроли-гастроли, цветы от поклонников, и звенящая тишина дома, где нет уюта, смеха детей и любящего мужа. А теперь посмотрите на эту красивую 56-летнию женщину. Свою главную роль она сыграла не в кино, а в семье – как мать, и как заботливая и нежная жена.
Первая картина для Ирины Ивановой стала последней. Зато благодаря ней, она нашла свою любовь и обрела счастье.
«Моя жизнь сложилась замечательно. Муж, на одного сына больше, чем по фильму – трое. Там у меня было два брата, а сейчас у меня три сына. Сыновья видели картину «Мужики!..» и не раз. Всем нравится. Они горды мной».
Так что не всегда сладостные перспективы – это то, что нужно выбирать. Порой не самое очевидное и, казалось бы, в моменте неверное решение, может оказаться самым правильным. История Ирины Ивановой – яркое тому подтверждение.