«Жена выставила вещи за дверь». Три тюремных срока и бомжевание звезды «Белого солнца пустыни»

Ему посчастливилось стать причастным к таким культовым картинам, как «Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка, Катюша», «Республика ШКИД». Но вместо славы и популярности он отмотал несколько тюремных сроков и стал бомжом.

К, сожалению, такая трагическая судьба выпала на долю актера Николая Годовикова. Что в его жизни пошло не так? В какой момент удача отвернулась от талантливого, подающего надежды актера?

Заветная мечта

Мечтой о кино Николай буквально бредил, еще с малолетства. В кино ходил, как только выпадала возможность. Все карманные деньги спускал на билеты в кино. Хотя порой ему и денег не нужно было.

Если совсем приходилось туго, то юный Николай вместе с приятелями умудрялись попадать на сеансы в кино. Вокруг кинотеатров были исследованы все территории, найдены все дыры и лазы.

С каждым годом все сильнее становилась уверенность: юноша хочет стать актером. Уже присмотрел театральный ВУЗ в Ленинграде, где и жил.

Но мать профессию актера не считала и сказала, что, чтобы стать человеком, нужно поступать только в техникум. Так ею была безжалостно оборвана мечта молодого романтика.

Мама Николая работала на местном заводе экономистом и считала, что выбирать нужно хлебную профессию. Например, токарь или слесарь – это да, профессия. А актерами только бездельники становятся. Так Коля и попал в техникум.

Только рвения к учебе особого он не проявлял, и через год был с треском отчислен: за неуспеваемость. Ну, а чем-то надо было заниматься. Вот и пошел Николай на все тот же завод учеником к слесарю.

Непрофессиональный путь в кино

А буквально скоро он узнал, что в «Ленфильме» идет набор мальчишек в картину «Республика ШКИД». Естественно, Николай тут же помчался на киностудию. Не зря говорят: от судьбы не уйдешь. Он был в шаге от мечты.

Роль была совсем маленькая. Николай играл в массовке беспризорника. Но лицо его так часто мелькало в кадре, что он еще больше поверил в себя.

Тогда же Николай понял, как легко ему сниматься. Ну и, конечно, на всю жизнь запомнилось то, что снимался бок о бок с настоящими взрослыми артистами.

Затем была картина «Женя, Женечка, Катюша» Владимира Мотыля. Правда, в окончательную версию Николай не попал: кадры с его участием вырезали. Мол, экранного времени не хватило. Обидно было, не пересказать, как!

Но Владимир Мотыль пообещал, что обязательно поработает с молодым актером. Конечно, не поверил ему Николай и уже был готов распрощаться со своей крылатой мечтой. Но Мотыль не обманул и об обещании своем не забыл.

Через некоторое время за Николаем приехала его помощница и забрала парня сразу на пробы. Это были пробы на роль знаменитого Петрухи в «Белое солнце пустыни». Так, Годовиков и попал в эту культовую картину. Очень понравился режиссеру.

«Белое солнце пустыни»

На съемках этого фильма Николай впервые и влюбился. Избранницей его была Таня Денисова, актриса, циркачка. Она играла Гюльчатай, но затем ушла из картины.

Роль ее доигрывала уже другая актриса Таня Федотова. О влюбленности Николая Денисова даже не догадывалась.

Съемки шли в Махачкале, при жаркой погоде. Кстати, сцену с побитым Петрухой придумали на ходу.

Как раз накануне Николай подрался со случайным кавказцем из-за велосипеда, который последний пытался украсть. Разбитому носу актера режиссер быстро нашел применение. Таким Петруха зрителям и запомнился.

Смотрите также:  5 сильных вещей-оберегов, которые нужно иметь в доме, чтобы уберечь его от невзгод и несчастий

На съемочной площадке сложились непростые отношения с «товарищем Суховым», актером Анатолием Кузнецовым. Он часто бросал камешки в огород Николая, мол, тот непрофессиональный актер. Поучал: актерской игре нужно учиться.

Да, и вообще вел себя с Николаем снисходительно, за актера и не считал. Потом, правда, придирки стали меньше. Отношения потеплели, но дружбы так и не сложилось.

А между тем, режиссер Николая хвалил. Говорил, что у того, хоть и нет профессионального актерского образования, но есть природное чутье. А это в кино дорогого стоит. Поэтому Годовиков обходился без репетиций.

Практически все сцены снимались с первого дубля. Единственное: не всегда удавался крупный план. Кстати, все трюки актеры выполняли самостоятельно.

На съемках картины Николай обрел друга. Подружился с актером Павлом Луспекаевым. Тот его узнал как мальчишку-беспризорника из «Республики ШКИД». А ведь прошло уже целых три года! Да еще и Николай играл всего лишь в массовке!

Правда, дружба их была совсем недолгой. Через год после съемок у Луспекаева отказало сердце, и он скончался.

Но время, которое Николай провел с актером, он считал бесценным и запомнил на всю жизнь. Таким же бесценным опытом для него было и знакомство с другим актером Иваном Краско.

После окончания съемок наступило забвение. Никто о Годовикове не помнил, в кино больше не звали. Он долго копил, копил обиду и решил уйти в армию. Подумал, что там пользы от него будет больше, чем в кино.

Так и попал под Тюмень в железнодорожные войска. А в это время шло озвучивание «Белого солнца пустыни». Не найдя Николая, Мотыль нашел другого человека, чьим голосом и заговорил Петруха.

В армии Николая быстро пристроили по делу: руководить солдатским духовым оркестром. А вскоре вышел фильм «Белое солнце пустыни», и Петруху узнали все однополчане, офицеры и не только. Предложили организовать встречу со зрителями.

Только Годовиков так разнервничался, что напился перед сценой и получил семь суток «губы». Позднее, правда, встреча все равно состоялась. Получилась она душевная и теплая.

После армию Колю позвали в кино. На этот раз он играл красноармейца в картине «В черных песках». Очень было это предложением ему приятно. Не забыли, значит.

Черная полоса в жизни «Петрухи»

После съемок этой картины Николай женился. С супругой своей он был знаком очень давно: жили во дворах по соседству. Через год после свадьбы у Николая и Галины родилась дочь Мария.

Только дальнейшая жизнь их не сложилась. Дочери было всего полгода, когда Николай и Галина разбежались. С этого момента в жизни Годовикова все пошло кувырком.

Когда он остался один, то жил в коммуналке. Частенько вечера он проводил в шумных компаниях. В один из таких вечеров в комнате Николая и произошла потасовка. Актер получил удар «розочкой» из бутылки, чуть не погиб.

Еле откачали в больнице. Тогда же и произошла первая встреча с участковым, который читал мораль, учил жизни. А вскоре Николая посадили за тунеядство. Была такая статья в Советском Союзе, когда безработных сажали.

«Ленфильм» не считался работой, так как записи в трудовой книжке не было. А тут еще была объявлена масштабная операция по борьбе с тунеядством. Вот Николай и загремел.

Отсидел полтора года. Вернулся,- а коммуналка уже занята другим человеком. Николай разбираться не стал. Получил направление на завод в Приозерк. Но не было прописки. Общагу давали, но нужно было направление с работы.

Смотрите также:  Подлый поступок Алексея Воробьева на шоу "Маска" продолжают обсуждать: его непростые отношения с Викторией Дайнеко

Метался Николай по замкнутому кругу. Теоретически и работа, и жилье было, а в реальности – ничего. Пришлось ему бомжевать.

Жил в подъездах, подвалах, на чердаках. Воровал, чего греха таить. Есть-то хотелось. Голод – не тетка, как говорится. Так и схлопотал второй срок.

Выйдя на волю, снова получил направление на завод. На этот раз в Вырицу. И вновь история бюрократическая повторилась. Бегая по инстанциям, Николай познакомился с женщиной, стал у нее жить. Вскоре родился сын.

Но работу он найти не мог и в результате жена и теща его выставили за дверь. В буквальном смысле этого слова: возвращается Николай вечером домой, а вещи его на лестничной площадке стоят.

И ведь совсем не лентяй Николай был. Готов был работать хоть где и кем. Но бюрократические заморочки мешали ему устроиться на работу. Опять пришлось бомжевать, воровать. И закономерно – третья ходка.

Когда освободился, были уже девяностые. На бумажки всем было наплевать. Хозяева жизни – давно не партийцы. Когда Николай сидел в тюрьме, познакомился с людьми, которые дали контакты, с кем на воле связаться можно.

Так, после освобождения он стал охранником. Прям на работе Николаю выделили комнатушку. Получал не совсем много, но хватало на еду, да на книги. Что еще для счастья нужно еще вчерашнему зеку?

Жизнь наладилась

А через время случайно по телефону познакомился с женщиной по имени Людмила. Николай по телефону понял: это его родной человек. Вдова, воспитывала дочку. Честно все о себе женщине рассказал и Николай.

И, к его удивлению, Людмила согласилась с ним встретиться, когда он ей это предложил. Уже после первой встречи он остался у нее навсегда. Со свекровью Людмилы, с которой она жила, она нашел общий язык.

Женщина сразу же узнала в нем Петруху. А вот четрынадцатилетняя дочка Лера переживала переходной возраст и была очень уж ершиста. Но и к ней Николай нашел подход: стал разговаривать о лошадях. Лера как раз увлекалась конным спортом.

Людмила помогла Николаю найти работу. Благодаря ей устроился в «Метрострой», где проработал вплоть до выхода на пенсию. Тут и с киностудий стали названивать.

И снова в жизни Николая появились съемки: он появился в сериалах «Бандитский Петербург», «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей». Затем его стали приглашать на различные мероприятия, посвященные «Белому солнцу пустыни».

С родными детьми у Николая отношения так и не сложились. Он исправно платил алименты, но на этом его роль как отца заканчивалась.

Уже взрослая дочь Маша появилась, когда захотела стать актрисой. Николай на нее и не обижался, понимал. Какой же он ей отец?

Истинно отцовские отношения у него сложились только с дочерью Людмилы Лерой. Даже после ухода Людмилы (а скончалась она неожиданно: от воспаления легких) продолжал общаться с Лерой, ее мужем. Детей ее Николай считал родными внуками.

В конце жизни Николай Годовиков совсем перестал снимать в кино. Если звали, отказывался. Увлекся рисованием: писал натюрморты, пейзажи. И все их раздаривал друзьям, да родным.

Николай Годовиков скончался в Петербурге от рака почек. Согласно его последней воле, он упокоился рядом с любимой женой.

Источник