Так вот почему душа с возрастом становится чернее, а люди — озлобленнее

Есть в нашей жизни один очень интересный аспект, который многим из нас порою сильно докучает и подсказывает, что что-то идет не так, а многих он даже ввергает в уныние.

В некоторых сборниках молитв ко Причащению после третьей молитвы преподобного Симеона Метафраста добавляется более длинная четвертая, и в ней есть такие слова про душу, что «совозрастающих ей зол, и лютых восприятий»:

Вместе с созреванием души, с ее возрастанием, взрослением увеличивается грех в человеке. Грех увеличивается и совозрастает ей. Да так, что человек становится сам не свой, как бы не владеет ситуацией.

Многие сейчас говорят о каком-то духовном росте, и этот духовный рост активно проповедуется. Но, как показывает жизнь, духовный рост заключается в обогащении грехами. По большому счету, это и есть весь духовный рост.

Каковы причины этого явления? Как сам Бог может к этому относиться? И что с этим духовным ростом в итоге делать? Ведь очень часто нам кажется, что православие состоит из чудес, из сплошной благодати.

Конечно, это работает только для начинающих, а потом вдруг возрастает зло. И это реальная проблема, о которой мало кто говорит.

Святые отцы и библейские писатели часто пытались правдиво говорить о своих грехах, о том, что грех связал душу, что есть порабощение им, есть проблема. А мы, напротив, привыкли скрывать это.

Подобно строителям, которые, решив скрыть долгие реставрационные работы от чужих глаз, рисуют красивый фасад, который прикрывает стройку. На самом деле над этим нужно работать, заниматься реставрацией, а мы этого не делаем.

Когда приходишь в храм, начинаешь молиться (с детства или с какого-то возраста, у каждого по-разному), то вначале кажется, что мы избежим греха, Господь поможет.

Но проходят годы, и мы понимаем, что греха все больше, мы способны на поступки, на которые раньше были не способны, с нами происходит то, о чем мы даже ранее и помышлять не могли.

Но Господь показывает, что для нас нет ничего такого, на что мы бы не были способны. И это нас очень часто начинает удручать и приводить в некоторый духовный ступор.

Почему это происходит?

Первое. Прежде всего, это некоторое естественное наполнение от рассеянности, от отсутствия настоящей правильной духовной жизни, духовной борьбы, от отсутствия элементарного понимания духовных процессов.

Мы вроде как живем духовной жизнью, а на самом деле с грехами не боремся. Максимум, что делаем, – стараемся подальше их спрятать, чтобы они нас не беспокоили.

Как говорит Евагрий, гнев есть страсть самая быстрая. Бывает, чуть начал раздражаться, спичку пронесли, и уже пожар, гнев, ярость, вплоть до преступления!

Все это происходит, потому что демон сидел внутри, запрятанный, и он вырвался в тот момент, когда мы расслабились.

Второе – это бесчувствие, окаменелость, сухость, жесткость и даже грубость. Такие стороны души, которые частенько проявляются с возрастом. Старики, как дети.

С одной стороны, они становятся обидчивыми, хрупкими по психике, неустойчивыми, а с другой стороны, все костенеет, грубеет, закисает. А это самая подходящая почва для развития греха, для его обогащения, для его умножения.

Смотрите также:  Подборка смешных снимков со свадеб. Такое может быть только у нас! (20 фото)

Третье – это ложная ментальность, то есть внутреннее понимание окружающего мира, мифотворчество такое, которым мы все больны.

Оно называется самооправданием. Как сказал один из известных людей, все человечество занимается лишь только тем, что оправдывает свои преступления и пытается подстроить мир под себя, чтобы ему было хорошо.

Самооправдание для того, чтобы было внутри нас комфортно, и совесть нас не беспокоила. Этакая ложная философия.

Сюда нужно еще добавить эффекты успеха от силы, от грубости. Такая жесткость усиливает в нас грех.

В фильме Тарковского «Сталкер» есть интересный монолог главного героя о том, в чем заключается сила. Он говорит, что большинство считает, что сила идет от жесткости, от грубости, от возраста.

В качестве примера, в частности берется дерево. Но если взять маленький росток, который только вырос, получается, что он более гибок, податлив.

Дерево не гнется уже совсем, оно не способно к изменению, оно ломается, хотя крепкое и сильное. А новый побег вроде слабый, но в то же время он очень гибок, может приспособиться, подстроиться, исправиться и выправиться.

Ну и последнее – это то, что наше состояние в конечном итоге становится привычкой. Привычка имеет силу естества, закоренелости, это вторая природа. И получается, что с нами вырос грех.

Каково отношение Бога к этому?

Потрясает и удивляет, что Бог, зная, что мы будем поступать хуже, чем мы поступали во время своего, так сказать, богообращения, Он все равно многое нам дает, давал и будет давать.

Помните, каким человеком был пророк Давид?

Господь говорил о нем, тот был ему по сердцу. Причем Давид имел не только позитивные черты, были у него и серьезные прегрешения. К примеру, он избавился от своего друга, забрал у него жену, скрыл следы преступления.

Вот оно, совозрастание зол и лютых восприятий. И он не хотел каяться, пока пророк не пришел и не обличил его. И таких примеров можно приводить множество.

Мы со временем, к сожалению, становимся злее. И эта злоба где-то от веры, где-то от усталости, где-то от того, что ничего не меняется в этом мире.

И по-новому звучат слова «Русь святая, храни веру православную». Хранить ее надо, устоять в ней, прежде всего в своей внутренней вере.

Удивляет то, что, как говорит пророк Давид, в Псалме 32, 5-м стихе, «милости Господней полна земля», и Господь настолько к нам милостив, что преодолевает наше озлобление и осатанение внутреннее. Зная, что мы поступим хуже в несколько раз, Он нам дает благодать. Это удивительно.

А почему это происходит?

Есть такое выражение, что не только человек верит в Бога, но и Бог верит в человека. Так вот, трагедия Иова многострадального, когда сатана пришел к Богу и начал на Иова клеветать, что он Его боготворит, славословит и поклоняется Ему только потому, что Бог сделал ему добро, его благословил, сделал его самым богатым.

Смотрите также:  «Раздвоение личности»: Любовь Орлова, Линдси Лохан, Эдди Мерфи и другие актеры, сыгравшие две роли сразу

И Господь говорит: «он в руке твоей, только душу его сбереги». И жизнь Иова, его страдания, его крест – это борьба веры Бога в человека с неверием в человека сатаны.

Очень интересная трагедия разворачивается. И вера Бога в человека побеждает. Иов выходит потом после всех этих страданий оправданным и насыщенным благодатью.

Здесь удивительна и вера Бога. Вера в то, что человек все равно должен познать самого себя, все преодолеть и в конце концов победить, в самом себе понять и для самого себя выстроить внутри пути, по которым должен идти. Если не получается, то человеку нужно каяться.

Человек как бы говорит, что путь ко злу – это не его. Зло – это не то, в чем бы он хотел находиться.

И конечное зло, предсмертное состояние человека – все это известно Ему. Путь человека, путь всего мира известны Ему, и несмотря на то, что мир отвергает и крест Христов, и прочее, Господь все равно пришел на этот крест, помиловал, простил, утешил и щедро раздает свою благодать людям, потому что мы Им и живем, и движемся, и существуем.

Все, что мы имеем – вся жизненная энергия, весь психический, эмоциональный фон – это все энергии Бога. Человек эту энергию сам не производит.

Это все в нас заложено от Духа Святого, это энергия жизни. Все, что у Бога самое плохое (образно выражаясь), самое маленькое, самое ничтожное, для нас это и жизнь, и богатство, и эмоции, и премудрости, разума. А у Бога это находится с краю.

Если ближе к сердцевине двигаться (образно выражаясь), то там присутствует преизобилующая благодать Бога, что называется Царством Божиим, обогащением и преображением испорченной человеческой природы.

Поэтому, как сказано в Писании, путь человека ко злу лежит, и зло возрастает вместе с нами. Но человек находится в этом мире для того, чтобы познать, по какому пути он пойдет, свернет ли он налево, пойдет ли направо.

Если человек выбирает шествие направо, к Богу, пусть и без каких-то особых подвигов, но по крайней мере признает Бога своим спасителем, помощником, то преображающая божественная благодать настолько будет переизбыточествовать, что при воскресении преобразит пораженное грехом наше естество, воскресит его, обновит и даст ему вечное твердое основание и укоренение в добре.

А пока нужно преодолевать самих себя, терпеть самих себя, терпеть совозрастания всех зол и лютых восприятий, которые в нас происходят, не отчаиваться, понимать, что это естественный ход вещей.

Многие святые с возрастом согрешали. Некоторые очень сильно — совершали такие преступления! И это происходило, потому что был забыт этот закон «совозрастания зол и лютых восприятий».

Поэтому хотелось бы, чтобы мы об этом помнили, не отчаивались, преодолевали это все, терпели самих себя, поддерживали окружающих, тех, кто находится рядом с нами, и тех, кто находится в такой же беде, как и мы.

Потому что все люди таковы. Нужно все это принимать к сведению, ведь это неизбежно. Текст сделан на основе видео:

Источник