В прошлой и позапрошлой статьях я рассказывала о том, какие периоды будут считаться периодами общего стажа, дающего право на обычную пенсию, длительного стажа 37 и 42 года для её досрочного назначения на два года раньше, рассказывала о льготном стаже.
Но эта информация не будет полной, если не понимать, как суммируются и учитываются различные периоды льготного и обычного стажа.
Повторю вкратце: для того, чтобы набрать нужное количество общего стажа для назначения пенсии на общих основаниях (в 60 лет женщинам и 65 лет мужчинам) этот стаж
считается по нормам, которые действовали в каждый из периодов действия различных пенсионных законов — до 1991 года — закон от 14 июля 1956 года, с 1991 по 2002 год — закон 340-1, с 2002 по 2014 годы — закон 173-ФЗ, с 2015 года — 400-ФЗ.
Нынешний закон 400-ФЗ предусматривает только одну льготу для подсчёта стажа — участие в СВО, и об этом в законе есть отдельный пункт в статье 13 — пункт 10.
И надо помнить, что период участия в СВО учитывается в двойном размере не только для пенсии на общих основаниях, но и за длительный стаж 37 лет для женщин и 42 года для мужчин.
173-ФЗ льготный порядок подсчета стажа исключил, как класс, оставив лишь календарный порядок подсчёта стажа.
Законы до 2002 года устанавливали подсчёт стажа в зависимости от его значимости или территориальных условий и стаж мог быть учтен и как год за полтора, и год за два, и год за три.
И поскольку закон не должен иметь обратной силы, то в действующем 400-ФЗ, этот льготный порядок подсчета стажа закреплен уже законодательно в пункте 8 статьи 13.
Если мы говорим о стаже, который подсчитываем для тех, у кого нет оснований для более раннего (досрочного) назначения пенсии, и которого в этом году нужно уже не менее 15 лет, то просто складываем те периоды, которые включались ранее в общий трудовой стаж,
учитывая, что обучение нам включат в стаж только в том случае, если мы представим документ об обучении в каком-то учебном заведении, служба в армии буде учтена на основании военного билета, работа до 2002 года — по трудовой книжке ( и не спорьте со
мной, что только до даты регистрации в системе ИПУ — индивидуального персонифицированного учета, нет, вплоть до 2002 года — об этом будем говорить отдельно), после 2002 года — по трудовой книжке до даты регистрации в системе ИПУ, после этой даты
— по сведениям, переданных Вашими работодателями в пенсионный фонд и отражённым в Вашем индивидуальным лицевом счёте. Сведения о периодах ухода за детьми — по свидетельствам о рождении оных.
Но вот в подсчёте и учёте льготного стажа есть очень много особенностей и подводных камней.
Начну со статьи о суммировании льготного стажа по большим и малым спискам с северным стажем. В законе 173-ФЗ это статья 28.1, а в действующем есть она же, но уже под номером 33 (далее так и буду называть эту статью под № 33).
В этой статье 2 пункта.
Первый пункт касается непосредственно северного стажа, который даёт право на досрочное назначение пенсий по северному основанию.
Напомню, что досрочно за северный стаж можно выйти только в случае, если непосредственно северного стажа есть не менее половины от того, который даёт право на
максимальное снижение возраста на 5 лет (от 15 лет РКС или 20 лет МПКС) при соблюдении обязательного условия наличия у женщин 20 лет общего стажа и у мужчин 25 лет тоже общего.
То есть, даже, если севера будут полные 15 лет, но не получится у мужчины 25 лет общего стажа, то пока эти 25 лет не выработает, досрочную пенсию за северный стаж ему никто не назначит.
Вот эти 20 и 25 лет и есть в данном случае стаж для права на назначение пенсии, в том числе досрочной.
Согласно порядку, закреплённому в первом пункте статьи 33, если у человека есть стаж в РКС или МПКС, и при этом есть стаж по большим и малым спискам, указанным в статье 30
(прежняя 27 статья) — это пункты 1-10, 16-18, то для того, чтобы подсчитать величину именно северного стажа, мы имеем полное право сложить не совпадающие по времени периоды севера и 30й статьи.
Простой пример, давайте подсчитаем: Мужчина закончил ПТУ (1 год 10 мес.), начал работать по списку № 2 (8 месяцев), призвался в армию (2 года), потом снова список № 2 — 3 года, а потом уехал в 1990 году на очень крайние севера.
И там поработал ну лет 8, а потом надоела ему вечная мерзлота, купил себе домик в Сочи на северные длинные рубли и живёт теперь там. Работает или не работает, нам неизвестно.
И здесь нужно рассмотреть его право на досрочную пенсию, как за список, так и за север. Сначала мы должны определить продолжительность его стажа по списку № 2.
ПТУ и армия дают в общей сложности 3 года 10 месяцев. Непосредственно список дал 3 года 8 месяцев.
Поэтому, согласно пункту 109 Постановления 590, действовавшего до 1992 года, мы имеем полное право для определения его права на досрочную пенсию за список прибавить к списку не все 3 года 10 месяцев ПТУ и армии, а только 3 года 8 месяцев, так как в
Постановлении есть указание на то, что такие периоды прибавляются к списку в размере, не превышающем непосредственно продолжительности работы по списку.
Повторю, что такое включение ПТУ и армии касается только списков 1 и 2 и женщин — текстильщиц.
И получим у него стаж по списку 7 лет 4 месяца. И это даст право на досрочную пенсию со снижением возраста от 60 лет на 2 полных года (по году за каждые 2,5 года работы по списку №2).
Для снижения возраста на три года не хватает (какое огорчение) всего двух месяцев. А теперь его право на досрочную пенсию за северный стаж:
Однако, его список может быть добавлен к 8 годам РКС, в результате чего стаж РКС (уже не списка) составит более 8 лет, так как эти периоды не совпадают друг с другом.
И тут нужно вспомнить одно из наших дел, которое рассматривалось в Стерлитамаке. Если тупо прибавить тот список, что мы получили сложением ПТУ, армии и работы по списку,
которых у нас получилось для права на досрочную пенсию по этому основанию, с восемью годами стажа работы в РКС, то вроде бы мы получаем 15 лет и 4 месяца сверху.
И снижение возраста на 5 полных лет. Однако, стаж РКС — это стаж РАБОТЫ в РКС. Поэтому из списочного стажа мы должны убрать ПТУ и армию, так как и ПТУ — не работа, и армия — это тоже не работа, а служба.
Стажем в РКС признаётся только работа! То есть никакие периоды службы где бы то ни было (кроме срочной службы именно в РКС, до и после которой была работа тоже в РКС) не признаются работой. Даже за Полярным кругом.
В том Стерлитамакском деле именно список с включением в него периода службы в армии ПФР был прибавлен к северному стажу, что сначала позволило ПФР назначить мужчине пенсию со снижением возраста за северный стаж.
А потом, кто-то чуть поумнее, чем та дама, что считала стаж для права на досрочную пенсию, уже после назначения пенсии проверил его документы, и в результате ПФР отказал в выплате пенсии.
Доля истины в результате проверки, конечно же была, однако, отказывать в выплате уже назначенной пенсии по основанию того, что кем-то там неправильно был подсчитан его
северный стаж, и права на пенсию он, по большому счёту, действительно не имел. законом не предусмотрено.
Ну нет в нём таких оснований. Тем более, он не вводил в заблуждение, ничего не утаивал, не подавал сведений, которые не соответствовали действительности, то есть не действовал с умыслом обмануть пенсионный фонд.
Поэтому получилось так, как получилось: сами виноваты, сами и платите (дошли до кассации, которая указала именно на тот факт, что таких оснований в законе просто нет), и в результате пенсию ему платят с даты назначения. Пусть и маленькую, но всё-таки помощь.
Возвращаемся: Поскольку ПТУ и армия — это не работа в РКС, то в результате получаем 3 года 10 месяцев списка плюс 8 лет РКС, которые дадут 11 лет 10 месяцев стажа работы в РКС.
То есть снижение возраста на 4 месяца за каждый год работы 4*11= 44 месяца или 3 года 8 месяцев.
По старому законодательству это соответствовало достижению возраста 56 лет 4 месяца. А непосредственно за список — 58 лет.
То есть в этом случае более выгодным возрастом назначения пенсии до 2019 года, когда северянам стали прибавлять к возрасту так же, как и всем остальным эти ненавистные дополнительные года, было именно северное основание.
В 2019 году прибавлялось полгода, северная пенсия была бы ему назначена в 56 лет 10 месяцев, а в 2020 году прибавлялось уже полтора года, и возраст в этом случае для
назначения пенсии за север составил бы 57 лет 10 месяцев, то есть практически сравнялся бы со списочным.
А вот если 56 лет 4 месяца ему исполнилось уже в 2021 году, то тогда прибавлялись уже 3 полных года, то есть в 2021 году назначение пенсии за список осталось бы в возрасте 58 лет,
а за север — в 59 лет 4 месяца. Всё! занавес! Смысла в таком суммировании стажа по списку и севера уже нет.
А вот, если бы периоды, которые в этом примере мы суммировали со списком — ПТУ и армия — были бы именно работой по списку, то тогда все 7 лет 4 месяца списка были бы прибавлены к 8 годам севера (и получилось бы 15 лет 4 месяца крайнего севера).
И это дало бы право на снижение возраста от того, который ему установлен законом на общих основаниях на 5 полных лет за северный стаж. Для всех мужчин, кому 60 лет исполнялось до 2019 года таким возрастом были 55 лет.
А для тех, кому позже, уже не факт, что досрочное назначение пенсии за север будет выгоднее, чем за список.
Смотрим 2019 год — возраст назначения пенсии 60,5 лет минус 5 лет, получаем для него 55,5 лет, смотрим 2020 год — 61,5 лет минус пять — 56,5 лет, 2021 год — 63 года минус пять — уже 58 лет.
То есть, если он родился в 1961 году, то ему назначение пенсии хоть за список, хоть за север будет в одном и том же возрасте.
Если наш мужчина моложе, то назначение досрочной пенсии в 58 лет уже только за список, так как, несмотря на то, что получился полный север, для северян снижение возраста на 5 лет идёт уже от нового повышенного возраста.
И в результате всем, кому 55 лет старого северного возраста исполнилось начиная с 2023 года, прибавляется по пять лет и досрочная пенсия не ранее 60 лет.
А теперь поговорим о пункте 2 статьи 33.
Пункт 2 статьи 33 даёт право тем, у кого, кроме достаточного для досрочного назначения пенсии льготного стажа по статье 30 пункты 1-10 и 16-18, который уже сам по себе даёт право
на снижение возраста, есть ещё в придачу и полные 15 лет календарного стажа в РКС или 20 лет в МПКС, на дополнительное снижение возраста ещё на пять лет.
То есть здесь север учитывается уже за все периоды работы, и неважно, совпадают ли по времени они с периодами работы по спискам большим и малым.
Возьмём предыдущий пример, но работа по списку у нашего гипотетического мужчины проходит тоже в РКС. Что мы получим? Список, продолжительностью 3 года 8 месяцев учитывается в РКС до 2002 года как северный стаж — год за полтора.
Получаем непосредственно списка 3 года 8 месяцев плюс 1 год 9 месяцев — 5 лет 5 месяцев. И в этом случае его ПТУ и армия будут включены в список полностью — 3 года 10 месяцев.
Получаем стаж по списку № 2 — 9 лет 3 месяца, и этот стаж даст ему право на снижение возраста уже на три полных года — до 57 лет.
А полные 15 лет севера — снижение на пять лет, которые в при таком раскладе будут более выгодным вариантом только для тех, кому 55 лет исполнилось вплоть до 2020 года.
И тем, кто моложе, рассматривать досрочную пенсию за север при таких условиях следует уже только за список.
А теперь опять тот же мужчина, но только на севере после северного же списка он проработал не 8, а 11 лет 6 месяцев. Список мы подсчитали в предыдущем примере — 9 лет 3 месяца — назначение пенсии в 57 лет.
Вот проработал бы по списку № 2 на севере ещё 4 месяца, то получился бы список уже больше 10 лет и снижение возраста на 4 года.
А теперь считаем северный стаж. 3 года 10 месяцев списка в РКС и 11 лет 6 месяцев обычной работы, но тоже в РКС, получаем стаж работы в РКС 15 лет 4 месяца.
И вот эти 15 лет РКС уже дадут ему право не только на назначение пенсии в 57 лет за список, но ещё и на дополнительное снижение возраста ещё на 5 лет, то есть в 52 года. А кроме того, ещё и на повышение фиксированной выплаты на 50%.
И обязательно нужно рассмотреть нюансы его дополнительного общего стажа для права, который должен быть не менее 25 лет во всех случаях.
Для него это будет стаж 25 лет для права на назначение досрочной пенсии и стаж 25 лет для права на увеличение фиксированной выплаты на 50% за полный стаж в РКС 15 календарных лет. Но подсчёт этих 25 лет будет уже разным.
Предположим он больше не работал. Для назначения пенсии за север или за список № 2 стаж для права будет считаться так: складываем периоды обучения, армии год за два, севера год за полтора, и получаем: ПТУ — 1 год 10 мес., Армия — год за два — 4 года, 15 лет 4
мес. РКС при подсчёте год за полтора дают 23 года, и всего по закону 340-1 он приобрел 28 лет 10 мес. общего трудового стажа, который даёт, даже несмотря на то, что нужного
возраста он достиг уже далеко за пределами 2002 года, право на назначение досрочной пенсии и за список, и за север в том возрасте, который определился по нормам закона 340-1.
А вот для повышения фиксированной выплаты нужно 25 лет уже календарного общего стажа, так как норма о таком повышении начала действовать только с 2008 года в период действия закона 173-ФЗ, исключившего льготный порядок подсчёта стажа, и стаж 25 лет,
который вместе с 15 годами работы в РКС даёт право на повышение фиксированной выплаты, считается уже по нормам того закона, когда это правило было введено (так называемое действие закона во времени).
И что унас получается? Обучение в такой стаж уже не входит, непосредственно работа составила 15 лет 4 мес., армия в календарном подсчете два года.
Всего 17 лет 4 месяца. То есть, если он больше не работал (во всяком случае официально), то права на повышение фиксированной выплаты у него не возникло.
А если ещё проработал 7 лет 8 месяцев (хоть ИП, хоть наёмным работником, хоть получая какое-то время пособие по безработице или ухаживая за пожилым старше 80 лет или
инвалидом 1й группы), то получи и распишись, фиксированная выплата должна быть увеличена на 50%.
Вот таким образом и различается стаж для права на назначение пенсии, в том числе и досрочно, и на повышение фиксированной выплаты.
Но это ещё далеко не всё про суммирование стажа, так как у нас по закону складываются не только периоды стажа по большим и малым спискам с северным стажем, но ещё и
между собой, чтобы определилось право на досрочное назначение пенсии именно по спискам.
А это уже Постановление № 516 от 11.06.2022 года, и в нём подробно разъяснено, какие периоды, как складывать, чтобы получился стаж для досрочного назначения пенсии, а
также, как должен учитываться этот стаж в случае отвлечения от такой работы, и многое другое. Но это уже отдельный разговор, и будем разбирать его в следующей статье. На сегодня всё. До скорых встреч. Ваша Хозяюшка МарТа.
P.S.: Убедительная просьба к тем, кто тоже очень неплохо разбирается в пенсионном законодательстве, не бегать поперёд паровоза. В одной статье все нюансы не рассмотришь. Всему своё время!