Советский фильм, который запретили прямо во время съемок: что же такого натворили Ивар Калныньш

Уже отснятый материал подлежал уничтожению, но режиссер сумел сохранить пленки и восстановить их в наше время.

Советские зрители так и не увидели комедийную мелодраму с молодыми артистами Рижской киностудии, которым скоро предстоит стать звездами всесоюзного масштаба.

Ивар Калныньш, Регина Разума, Мирдза Мартинсоне, Улдис Думпис, а также уже опытные и популярные Эльза Радзиня и Анда Зайце. Если какие-то имена вы забыли, то наверняка будете помнить их в лицо.

Соперницы за сердце героя Ивара Калныньша. Броне Мария Брашкита и Регина Разума. Кадр из фильма

В советском кинематографе можно привести немало примеров, когда художественные фильмы по тем или иным причинам запрещали.

Либо прямо лишали проката в кинотеатрах и показов по ТВ, либо присваивали «неугодным» картинам 4-ю прокатную категорию и выпускали их ограниченным тиражом на национальных окраинах и в сельских клубах.

Редчайший (но не единственный) случай в советском кинематографе – картину запретили прямо во время съемок. После очередного просмотра кинематографическими начальниками из Москвы отснятого в Прибалтике материала.

Что же такого натворила съемочная группа?

Кадр из фильма

Летом 1974 года на Рижской киностудии начались съемки цветного художественного фильма «Приморский климат».

Опытный режиссер Роланд Калныньш (1922-2022) планировал создать комедийную мелодраму с элементами сатиры на отдельные недостатки в жизни советского общества.

Ничего провокационного, обычная критика бюрократов, бездельников и разного рода проходимцев.

Казалось, ничто не предвещает беды. К любовной истории трудно придраться. Сценарий киностудия утвердила без правок.

Картина рассказывает о молодом любвеобильном работнике газовой службы Эрике (Ивар Калныньш) и двух его друзьях, которые знакомятся с очаровательными барышнями, представляясь большими начальниками.

На предприятии три раздолбая стараются избежать любой реальной работы, зато с удовольствием играют в любительском театре, где ставят трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра».

Ивар Калныньш. Кадр из фильма

Однажды главный герой «подкатывает» на пляже к симпатичной молодой даме по имени Дайна (Регина Разума), рассказывая ей, что он главный инженер обувной фабрики.

Смотрите также:  Боль и печаль Евгения Плющенко: мы знаем Александра, но что известно о старшем сыне Егоре

Завязывается знакомство, отношения, а вскоре Дайну принимают на работу в газовую службу, где ее назначают непосредственным начальником своего кавалера.

«Главный инженер» сконфужен, а его возлюбленная торжествует. Вот теперь-то она отыграется на обманщике. Но не тут-то было, любовь оказывается сильнее…

Конфликты персонажей будут происходить на работе, на отдыхе, в общественном транспорте и в любительском театре, где главные герои получат роли Антония и Клеопатры. По задумке вполне работоспособный сюжет.

Регина Разума. Кадр из фильма

Да, там выставляют напоказ советского руководителя — начальника газовой конторы, ленивого и бестолкового, который убивает рабочее время разгадыванием кроссвордов и боится принять любое решение.

Да, в сценарии критикуют нарушителей трудовой дисциплины и бракоделов, а заодно и качество советских товаров. Да, смеются над показухой и очковтирательством.

Но все это советский зритель уже видел и еще не раз увидит в журнале «Крокодил», в киножурнале «Фитиль», в многочисленных комедиях. Почему же «Приморский климат» был запрещен?

По рассказам создателей картины в августе 1974 года их вызвали в Москву, в Госкино, чтобы показать рабочий материал – отснятые пленки.

После предварительного просмотра центральное руководство подвергло критике стилистику картины и рекомендовало использовать более реалистичное изображение советских тружеников.

Кадр из фильма

Съемочная группа вернулась в Ригу, но тут Ивар Калныньш сломал нос. Съемки пришлось остановить на неопределенное время. По непонятной причине возвращение главного героя затянулось, простой нарушал графики других актеров и членов съемочной группы.

И исполнителя главной мужской роли поменяли. На тот момент 26-летний Ивар мало кому известный актер, за плечами которого несколько ролей второго плана в латвийских фильмах. Ему быстро нашли замену, тоже молодого красавца.

Смотрите также:  Как в православии на самом деле нужно молиться за своего отца, мужа, сына, брата

С театральным актером по фамилии Витолс, который ни до, ни после в кино не снимался, отсняли несколько сцен (эти кадры не сохранились) и повезли их в Москву.

Заключение Госкино СССР от 13.12.1974 года гласило, что «выбранное создателями фильма творческое решение не соответствует драматическому материалу сценария» и «дальнейшая работа не имеет смысла».

Через две недели руководство Рижской киностудии приняло решение об остановке съемок и списание расходов в убыток. Отснятые материалы подлежали уничтожению из-за своей «ненужности», хранить их в архиве студия не собиралась.

Вот так выглядят обычные советские руководители. Кадр из фильма

Советских чиновников можно понять. «Приморский климат» если не поражает, то, по крайней мере, удивляет визуальным рядом, гротеском и абсурдностью. И абсолютно несоветскими образами обычных советских людей.

И действительно, если вы посмотрите «Приморский климат», то с трудом поверите, что это снято в СССР середины 70-х. Лишь всегда узнаваемые Ивар Калныньш и Мирдза Мартинсоне не оставят сомнений в происхождении картины.

Получилось настоящее «преклонение» перед западным искусством, перед капиталистическим образом жизни. А подобная безыдейность и бездуховность недопустима на советских экранах.

Сегодня «Приморский климат» можно легко посмотреть. Часть пленок, примерно на 30 минут экранного времени, сохранились, благодаря режиссеру. В 1992 году Роланд Калныньш смонтировал из них одноименный короткометражный фильм.

Сегодня лента доступна с русским любительским переводом. Любой зритель может насладиться или разочароваться необычной эстетикой, вспомнить хороших прибалтийских артистов.

Мирдза Мартинсоне. Кадр из фильма

Вот только оценить исходный замысел создателей картины вряд ли удастся. Сохраненные пленки фрагментарны, относятся к разным сценам из фильма. Происходящее в короткометражке выглядит сумбурно и совершенно несвязно.

Например, в чем смысл персонажа 23-летней красавицы Мирдзы Мартинсоне? И чем закончатся отношения главных героев?

Источник