55 лет назад на экраны вышла военная драма Владимира Басова «Щит и меч». В основу сценария лёг одноимённый роман советского писателя и журналиста Вадима Кожевникова.
Впервые «Щит и меч» был опубликован в журнале «Знамя» и моментально снискал бешеную популярность у читателей, а вскоре за экранизацию романа-бестселлера взялся «Мосфильм».
Изначально Кожевников хотел сосредоточить внимание на американском периоде из жизни советского разведчика Рудольфа Абеля и даже провёл несколько месяцев в США.
В ходе работы писатель обратился к знакомому генералу КГБ, и тот устроил ему встречу с потенциальным главным героем книги. Но прочитав первые главы, Абель наотрез отказался связывать своё имя с романом.
По его мнению, литературный герой оказался некой модернизированной на советский лад версией Джеймса Бонда — ввязывался в бесконечные авантюры и не всегда поступал нравственно.
Тогда Кожевникову предложили написать другой роман, уже о военных разведчиках, и познакомили с новым прототипом — разведчиком-диверсантом Александром «Зоричем» Святогоровым.
В его биографии были десятки блестящих страниц, но роман был посвящен событиям времён войны, когда Святогоров внедрился в немецкую разведшколу и завоевал доверие руководства.
Это позволило ему составить и передать в Москву список шпионов, засланных на советскую территорию, а потом и поучаствовать в ликвидации одного из шефов СС. Позже Святогоров был приглашён консультантом на съёмки фильма.
Исполнитель главной роли Станислав Любшин с детства мечтал быть разведчиком. В начале войны, когда ему было всего восемь лет, мальчик сбежал на фронт, но его быстро поймали и вернули домой.
Тогда «доброволец» написал письмо самому Лаврентию Берии, а через несколько дней его пригласили на Лубянку.
Там ему доходчиво объяснили, что «его психофизика» больше подходит для артистической профессии, чем для разведки. Спустя годы роль Иоганна Вайса стала для Любшина данью детской мечте.
Кандидатуру Станислава Любшина режиссёр Владимир Басов отстаивал с боем. Начальники из Госкино видели в роли Вайса статного мускулистого красавца вроде Павла Кадочникова в «Подвиге разведчика», но в Любшине ничего брутального не было.
На роль приглашали даже Леонида Сметанникова — в то время студента Саратовской консерватории, а впоследствии знаменитого оперного баритона. Но Басов уже знал, какой типаж ему нужен: не ходячая гора мускулов, а интеллектуал, тонкий психолог.
Любшин был именно таким: его Вайс мог легко смешаться с толпой, затаиться и вести свою игру, не привлекая внимания и не вызывая подозрений.
К тому же актёр внешне напоминал одного из прототипов главного героя — разведчика Александра Святогорова, который впоследствии высоко оценил созданный на экране образ.
Дольше всего искали кандидата на роль молодого гестаповца Генриха Шварцкопфа. Пробы проходил Валентин Смирнитский, но в результате сыграл курсанта разведшколы Фазу. Олег Янковский попал в картину по счастливой случайности.
Молодой актёр Саратовского театра драмы был с гастролями в Ялте и зашёл в ресторан пообедать. В этом же ресторане находился режиссёр Владимир Басов со съёмочной группой — как раз обсуждали, где найти артиста на роль Шварцкопфа.
Сидящего за соседним столиком Олега заметила жена Басова Валентина Титова и сказала режиссёру: «Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью!».
Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но решил, что он, скорее всего, физик или филолог, но точно не артист — слишком умное у него было лицо.
Каково же было удивление режиссёра, когда, вернувшись на «Мосфильм», он увидел это умное лицо в папке с фотопробами.
Оказалось, Янковский ещё в Саратове за компанию со своей знакомой ходил на встречу с ассистенткой Басова, и та потом пригласила его на пробы в Москву. В ресторане начинающий актёр режиссёра узнал, но подойти не решился.
В съёмочной группе было немало фронтовиков. Автор сценария Вадим Кожевников был военным корреспондентом и дошёл с фотоаппаратом и блокнотом до Берлина.
Актёр Алексей Глазырин, сыгравший майора Штейнглица, служил в театральной фронтовой бригаде.
А сам режиссёр Владимир Басов был артиллеристом, дослужился до заместителя начальника оперативного отдела дивизии и был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.
Съёмки проходили в Калининграде, Польше и ГДР. Большинство эпизодов снималось в Берлине, где в конце 60-х очень удачно для кинематографистов проходила реконструкция.
Не пришлось даже создавать декорации военных руин — в городе как раз сносили старые здания. В роли рейхсканцелярии в фильме предстало берлинское здание рейхсминистерства авиации.
А варшавским штабом Абвера стало старейшее здание Ягеллонского университета в Кракове. Однажды в Берлине в перерыве между съёмками актёры Станислав Любшин, Олег Янковский и Альгимантас Масюлис пошли в ресторан.
Времени переодеваться не было, а потому они заявились на обед в форме. Когда в зал вошёл оберфюрер СС в сопровождении двух офицеров, посетители вскочили с приветствиями. Актёры срочно покинули заведение.
Знаменитую песню «С чего начинается родина» композитор Вениамин Баснер и поэт Михаил Матусовский переписывали несколько раз, но и финальный вариант критикам не понравился: «Как может начинаться Родина с какой-то картинки в букваре?».
Однако в народе трогательная композиция сразу стала хитом — во многом благодаря душевному исполнению Марка Бернеса.
Сразу после выхода на экраны первой серии «Щита и меча» картина моментально завоевала любовь зрителей. У касс буквально разворачивались бои за билет на киносеанс.
В кинотеатрах первую серию «Без права быть собой» посмотрело 68 миллионов зрителей, что позволило ей стать лидером проката.
Вторая серия «Приказано выжить» заняла второе место и собрала у экранов 66 миллионов зрителей, а третью и четвёртую серии — «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж», посмотрели по 47 миллионов человек.
Исполнитель главной роли Станислав Любшин был признан лучшим актёром по версии журнала «Советский экран».
Сегодня лента занимает десятую строчку в списке лидеров советского проката за всю его историю. «Щит и меч» — один из любимых фильмов Владимира Путина: благодаря этой картине он решил пойти в разведчики.