Сегодня мы не станем останавливаться на простейших прописных истинах: все мы знаем о том, что в Церкви нельзя браниться, некультурно себя вести и обижать других прихожан.
Такие вещи очевидны, и, более того, актуальными они являются не только для христиан, пришедших в Храм — они стараются достойно себя вести в любом месте и при любых обстоятельствах.
Но чаще всего основные правила поведения в Церкви мы понимаем уже на интуитивном уровне: едва переступив порог Храма, мы стараемся разговаривать потише, чтобы никого не отвлечь; на нас снисходит приятное благоговейное чувство, ведь мы понимаем, что находимся в Доме Божьем, а потому с духовным трепетом взираем на иконы и прислушиваемся к Богослужению.
И всё это происходит само собой даже в том случае, если мы приходим в Церковь в первый раз.
Но давайте поговорим о менее очевидных ошибках, с которыми часто сталкиваются как новоначальные, так и более опытные христиане.
Первой грубой ошибкой является вера в приметы и всевозможные предрассудки, связанные с Церковью и Церковной жизнью.
Воцерковляющийся человек теряется, силясь запомнить все эти странные напутствия: «в ту сторону Храма ему ходить не следует», «свечки надо передавать не через левое, а только через правое плечо»,«нецерковные выражения использовать нельзя — и улыбаться, кстати, тоже», «если ребёнок плачет — значит, в нём нечистый сидит», «душно в Храме бывает только безбожникам»… И подобных «советов» бесчисленное множество.
Однако эти напутствия ничего общего с Православием и подлинными Церковными правилами не имеют.
А потому соблюдать следует только общепринятые правила поведения в Храме, основанные на любви и уважении к Небесному Отцу и другим верующим людям.
Если же Вы в чём-то сомневаетесь или не знаете, как поступить, попросите совета у священнослужителей.
О том, в чём заключается главная опасность Церковных примет, рассказал Православный батюшка:
«…Так уж мы устроены — чем меньше в нас истинной, праведной веры, тем больше мы придумываем себе «веру под стать» — более удобную и простую.
При этом всё, что связано с вопросами рождения и смерти, издавна окружено всевозможными приметами и прочей суеверной чушью.
В давние времена роль советниц часто брали на себя «всезнающие» старушки — они с радостью делились со всеми желающими невероятными околоцерковными сказками, преданиями и зловещими предостережениями.
А сегодня им на смену пришёл интернет — он просто «ломится» от видеороликов и разнообразных статей о том, как «нужно» и как «нельзя».
Порой читаешь такие советы и за голову хватаешься — страшно даже думать о том, что кто-то может подобное принимать на веру! И ведь читают с интересом и серьёзностью…
А вот то же Евангелие с такими же чувствами мало кто читает. Но здесь, конечно, совсем другое — Евангелие ведь к нашей совести взывает, учит смирению, терпеливости, прощению и работе над собой.
И речь там идёт о настоящем труде и постоянном «возделывании» самих себя — а кому же хочется трудиться? Лениться ведь куда проще и приятнее…
А суеверия многие вещи делают более простыми. Здесь — посыпь, там — поплюй, пошепчи, и всё будет замечательно.
И богатство будет, и любовь, и успех — и без всяких там усилий и покаяний. И это и правда очень легко, вот только ни к чему хорошему такой путь нас не приведёт.
Леность и гордыня не позволяют нам приблизиться к Господу, не позволяют нам заняться Богопознанием, а ведь именно эти стремления должны составлять основу нашей христианской жизни.
Более того — именно для этого нам и была дарована жизнь. А для приближения к Богу нужно меняться, возносить молитвы и посещать Храм, брать на себя определённую ответственность и упорно трудиться.
В таком случае мы сможем с чистым сердцем обращаться к Небесному Отцу с просьбами о помощи, здоровье и силах. В противном случае непонятно, для чего нам всё это нужно?
Для того, чтобы мы продолжали грешить и приближать себя к геенне огненной? Господь к таким просьбам прислушиваться точно не станет, ведь никакой пользы нам это не принесёт».
Вторая серьёзная ошибка — это осуждение в адрес окружающих. При этом не важно, осуждаете ли Вы чей-то внешний вид или манеру поведения в Церкви.
Мы, христиане, падки на этот соблазн — порой нам очень хочется осудить человека, который, как нам кажется, нарушает какие-либо Церковные порядки или каноны.
Однако в такую минуту очень важно вспомнить о том, что все мы следуем собственному духовному пути, и никто из нас не безупречен. Тому же учит нас и Сам Спаситель, говоря:
В Церковь приходят разные люди, однако мы должны с добротой и милосердием относиться к каждому, ищущему Господа.
Третья неочевидная ошибка — это неуверенность в собственных просьбах, озвученных в молитве.
Иногда нам сложно поверить в то, что Небесный Отец действительно слышит наши обращения и дарует нам то, о чём мы с надеждой просим. Однако в данном случае важно не забывать о словах, сказанных Христом:
Господь никогда не отвернётся от нас, если мы вызываем к Нему с терпеливостью, упованием и истинной верой. Не сомневайтесь — Он знает обо всех наших нуждах и даст всё, что нам необходимо для Спасения.
Об этом же не раз упоминал и Преподобный Старец Паисий, говоря о том, что человек должен «просить и терпеть».
Небесный Отец знает, в какой момент оказать нам помощь, и без защиты и доброго попечительства он ни одно своё чадо не оставит. А потому никогда не унывайте в молитве.
Никогда не совершайте вышеупомянутых ошибок и помните о том, что Храм — это место, предназначенное, прежде всего, для общения с Господом и духовного роста.
Возносите молитвы с сердечностью и относитесь к Небесному Отцу с абсолютным доверием — тогда Ваша жизнь наполнится Божественной благодатью, которая, в свою очередь, поможет Вам достичь истинной веры и понимания.