15 марта — 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Владимира Самойлова
Будущую «звезду» «Свадьбы в Малиновке» Владимира Самойлова актером сделала… любовь. После войны ему, фронтовику-победителю, любимая девушка поставила жесткое условие: хочешь со мной встречаться, поступи в театральное училище.
И он поступил, да так увлекся, что стал народным артистом СССР и — на пару с этой самой девушкой – родоначальником целой актерской династии.
Правда, на пути к признанию и славе Владимиру Яковлевичу пришлось пройти немало испытаний – воевать в штрафбате, пережить контузию и тяжелейшее ранение, 20 лет скитаться по провинциальным театрам, играя второстепенные роли.
«ПОДВИГОВ НЕ СОВЕРШАЛ, НО И СПИНУ ФАШИСТАМ НЕ ПОКАЗЫВАЛ»
Владимир Самойлов родился 15 марта 1924 года в «городе каштанов и куплетистов» — Одессе. Его отец служил механиком на судне дальнего плавания, мама была домохозяйкой. В школьные годы юноша увлекался точными науками и серьезно занимался спортом.
Всего лишь однажды он сыграл в школьном спектакле (причем сразу ни много ни мало — Арбенина в «Маскараде»), но актерство его не прельстило.
Решая дилемму, чему посвятить свою жизнь, Владимир больше склонялся к физике или математике. Однако все планы и мечты разрушила война.
Когда фашисты заняли Одессу, Володе было семнадцать. Как только в апреле 1944 года советские войска освободили город, Самойлов пришел в военкомат и попросил отправить его на передовую.
Однако парня отправили… в особый отдел, где ему устроили допрос с пристрастием. «Почему остался на оккупированной территории? Кто подтвердит, что не был полицаем, не служил оккупантам?»
По одной из версий, от обиды и возмущения двадцатилетний крепыш набросился на особиста с кулаками. Так он попал в штрафной батальон. Впрочем, сам Владимир Яковлевич никогда публично эту историю не комментировал.
Рядовой Самойлов сначала был автоматчиком, затем минометчиком и артиллеристом. В бою за польский Вроцлав (Бреслау) был тяжело контужен и ранен осколком в ногу.
Раненого вывезли в тыл – в Куйбышевский госпиталь. Это ранение едва не стало для будущего актера роковым.
Друг Владимира Самойлова, главный режиссер Театра Российской армии Борис Морозов рассказывал: «Осколок, задевший кость, вынули еще в прифронтовом лазарете, но глубокая рана никак не заживала.
От боли он спать не мог. Во время очередного осмотра военный хирург сказал: «Вот-вот начнется гангрена. Готовьте к ампутации».
Вечером Володя, накинув шинель и опираясь на костыли, спустился к Волге, на которой еще стоял лед. Нашел прорубь и, размотав бинты, сунул ногу в воду.
Его заколотило от холода, но он продолжал держать ногу в проруби, а про себя повторял: «Господи, только не ампутация!
Если суждено остаться калекой, пусть лучше отмерзнет!» Обратно в госпиталь добрался еле живым. На следующий день медсестра снимает повязку, и врач не верит своим глазам: воспаление практически прошло!»
Владимира Самойлова комиссовали. А хромота осталась на всю жизнь… «О войне отец рассказывать не любил, — вспоминал его сын заслуженный артист России Александр Самойлов (1952-2022).
— Если я начинал приставать с расспросами, отмахивался: «Воевал как все. Вон в шкафу книги стоят — Быков, Горбатов. Интересуешься — почитай».
Журналистам, когда просили поделиться воспоминаниями о войне, тоже приходилось довольствоваться малым: «Подвигов не совершал, но и спину фашистам не показывал». На этом фронтовая тема считалась исчерпанной».
ШЕЛ «В КОМПЛЕКТЕ С ЖЕНОЙ»
День Победы Самойлов встретил в родной Одессе. Тем же летом познакомился с второкурсницей Одесского театрального училища Надеждой Ляшенко.
На сердце 22-летней красавицы было немало претендентов, но Владимир быстро всех кавалеров-ухажеров отвадил.
Каждый вечер встречал ее возле училища, провожал домой на Молдаванку, а потом через весь город шел в Отраду, где жил с родителями.
Правда, через месяц ухаживаний девушка поставила ультиматум: «Если хочешь, чтобы наши отношения продолжались, ты должен поступить в театральное училище».
Вообще-то он планировал поступать в технический вуз. Но что оставалось влюбленному с первого взгляда молодому романтику?
На следующий же день Самойлов начал готовиться — учить басни, стихи и монологи. И вскоре, успешно сдав вступительные экзамены в Одесское театральное, был принят сразу на второй курс.
Кстати, сам Владимир Яковлевич по поводу своего «гениального» поступления иллюзий не питал: «Вряд ли я поразил педагогов каким-то особенным даром – просто парни в училище были в дефиците, а на втором курсе уже ставят отрывки, и девчонкам-студенткам не с кем было в них играть».
Молодые люди сыграли свадьбу. Хотели по-тихому, без шумных торжеств расписаться в ЗАГСе – ведь денег на большое застолье у них не было, но отец невесты, одесский сапожник, возмутился: «Чтобы моя дочь как нищенка замуж выходила, а потом вся Молдаванка на меня пальцем показывала?
Не бывать этому!» И совершил по тем временам неординарный поступок: снял и продал свою гордость – кованые двустворчатые ворота, чтобы «свадьба пела и плясала».
Еще студентами Владимир и Надежда начали играть на главной сцене города – Одесского русского драматического театра имени Иванова.
Любопытно, что первые годы именно Надежда в их актерском дуэте играла первую скрипку – была ведущей актрисой, примой всех театров, куда забрасывала их судьба.
Это ее переманивали, обещая лакомые роли, а Владимир Яковлевич играл в основном второстепенных персонажей и при переезде из города в город, из театра в театр — шел «в комплекте» с женой.
Сначала – в 1951 году — они оказались в Кемерово – в областном театре драмы имени Луначарского. Интересная история приключилась по дороге в этот сибирский город.
Супруги ехали через Москву и решили чуть-чуть задержаться в столице, походить по театрам.
Случайно Самойлов узнал, что как раз в эти дни главный режиссер театра им. Маяковского Николай Охлопков будет прослушивать актеров, желающих работать в его труппе.
Приехал, прочел стихи Маяковского и монолог. «Вы очень понравились… Николай Павлович готов взять вас в театр, — сказала после показа завтруппой. — Но при условии, что в Москве вам есть где жить».
Жить в столице было негде, и Самойловы с чемоданами наперевес отправились в Кемерово. Пройдет «каких-то» 17 лет и за счастье видеть Владимира Самойлова в своих труппах будут не на шутку биться лучшие театры Москвы.
Причем победителем выйдет именно Маяковка, поскольку предложит семье актера и роли, и шикарную жилплощадь.
В Кемерово у Самойловых родился их единственный сын Александр, который вырастет и пойдёт по стопам родителей, будет много сниматься в кино, играть на сцене МХАТ им. Горького, подарит им пятерых внуков, четверо из которых тоже станут актерами.
«МНЕ КАК РАЗ И НУЖЕН ТАКОЙ АКТЕР»
Карьера Владимира Яковлевича резко пошла в гору после переезда в 1958 году в Горький, где ему и Надежде Федоровне предложили несколько перспективных ролей в лучшем на тот момент провинциальном театре страны — местном театре драмы.
Только после 30-ти, когда Самойлов набрался жизненного и актерского опыта, его дар по-настоящему раскрылся, его по достоинству оценили и режиссеры, и зрители.
Главреж театра драмы Ефим Давыдович Табачников начал ставить на Самойлова спектакли и со временем тот стал настоящей театральной «звездой» – «на него» раскупались все билеты.
Тогда же актер дебютировал в кино — сыграл председателя колхоза в картине «Неоплаченный долг» (1959 год).
Кстати, кинодебют Самойлова мог состояться и раньше. В 1955 году режиссер Фридрих Эмлер пригласил его на главную роль в свой будущий шедевр «Неоконченная повесть».
Ему предложили сыграть прикованного к постели главного конструктора завода Юрия Ершова (которого потом сыграл Сергей Бондарчук, — авт.).
Вот как сам Владимир Яковлевич рассказывал о причине, по которой дебют не состоялся: «Прилетел в Ленинград, на киностудии получил сценарий, который очень понравился. А в главного героя я так просто влюбился.
Три дня мы с Эрмлером разбирали характер персонажа, репетировали эпизод, который предстоит сыграть, на четвертый меня уложили в постель, направили софиты, установили камеру.
Конечно, я волновался, но был уверен, что справлюсь. Однако… Как только прозвучала команда «Мотор!», левая сторона лица, которая была ближе к объективу, задергалась в нервном тике.
Режиссер крикнул: «Стоп!» Мне принесли воды, ласково поговорили: мол, ничего страшного, такое с новичками случается. Я успокоился, но после слова «Мотор!» история повторилась.
Снова вода и просьбы не волноваться. Говорю, что чувствую себя нормально, можно снимать; включается камера — и щека снова дрожит, будто к ней подключили ток.
После третьей попытки ко мне, все еще лежавшему в кровати, подошел администратор картины: «Спасибо, что прилетели. Вот билет до Кемерово. Ваш рейс сегодня вечером».
Но у этой истории было счастливое продолжение. Благодаря неудачным пробам в «Неоконченную повесть», спустя шесть лет Самойлов получит главную роль в картине «И снова утро», которая станет одной из лучших в его фильмографии.
Когда он спросил режиссера Геннадия Казанского, почему выбор пал на него, тот ответил: «А я был свидетелем ваших проб у Эрмлера. Для этой сложнейшей роли мне как раз и нужен был такой актер — непосредственный и не испорченный кинематографом».
Всего за 10 лет работы в Горьком актер снялся в 14 фильмах, в том числе таких популярных как «Верьте мне, люди», «26 бакинских комиссаров», «Шестое июля», «Крах», «Освобождение»…
Ну и конечно, в самой знаменитой своей ленте – «Свадьба в Малиновке», после которой он «проснулся» известным на весь СССР. Шутка ли – ее посмотрели 75 миллионов зрителей.
«Группа фильма «Свадьба в Малиновке», — делился своими детскими впечатлениями Александр Самойлов, — квартировала в городке Лубны недалеко от Полтавы. Актеры жили в мазанках.
Самую большую сразу по приезде облюбовали для себя папа, Абрикосов, Сличенко и Пуговкин. Поскольку Михаил Иванович был единственным непьющим в этой компании (угораздило же в очередной раз завязать прямо накануне съемок!), то вскоре к актерам подселился второй режиссер, абсолютный трезвенник. Для контроля над ситуацией.
Только ничего у него не вышло: каждый вечер к обитателям большой хаты присоединялись дядя Леша Смирнов с дядей Мишей Водяным — и начинался процесс расслабления.
Грустный Пуговкин молча взирал на коллег из своего угла, а второй режиссер бегал вокруг стола и умолял: «Уже достаточно! Расходитесь! Завтра съемки!»
В конце концов, расписавшись в своем бессилии, он позвонил маме: «Надежда Федоровна, нужно спасать картину! У вас сейчас отпуск в театре — пожалуйста, приезжайте!» Через пару дней мы с мамой были на месте».
Конечно, съемки «Свадьбы в Малиновке» и приключения там актеров – это тема отдельной публикации. Там и комедия, и трагикомедия — все переплелось.
«ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСТАРЕЛ НА 10 ЛЕТ»
Супруги Самойловы планировали навсегда «бросить якорь» в Горьком – там у них все складывалось прекрасно, и публика их обожала. Но жизнь распорядилась иначе.
В 1965 году Горьковский театр драмы приехал на гастроли в Москву. Спектакль по Шекспиру «Ричард III», где в роли Ричарда блистал 41-летний Владимир Самойлов, произвел настоящий фурор.
Актер получил полдюжины заманчивых предложений от лучших столичных театров, но выбрал все-таки театр имени Маяковского, куда когда-то пробовался.
Решающим аргументом стало то, что главный режиссер Андрей Гончаров брал в труппу его жену и «выбил» для семьи трехкомнатную квартиру на Смоленской площади.
Четверть века Самойлов играл в лучших спектаклях Маяковки — Великатова в «Талантах и поклонниках», Анита в «Беседах с Сократом», Табунова в «Смотрите, кто пришел», Корзухина в «Беге», Ермолаева в «Летят перелетные птицы»…
Играл так, что каждая роль была событием, о котором говорила вся театральная Москва. За свои заслуги в 1984 году получил звание «народный артист СССР».
Параллельно активно и очень успешно снимался в кино. «Тени исчезают в полдень», «Любовь земная», «Судьба», «Дни Турбиных», «Сибириада», «Фронт без флангов» и «Фронт за линией фронта»…
Всего в его фильмографии 104 картины. И хотя Надежде Федоровне на этот раз больших ролей в театре не давали (в Маяковке были свои примы!), она «не сходила от этого с ума» — сосредоточилась на семье, на «своем Володеньке». Сцену она любила беззаветно и радовалась тому, что предлагали!
Беда пришла в 1992-ом. У Надежды Самойловой обнаружили злокачественную опухоль мозга. Операция прошла успешно, но врач предупредил Владимира Яковлевича:
«Готовьтесь: вас ждет очень непростой остаток жизни. Изменения проявятся не сразу, но они неизбежны — потеря памяти, потом и разума, личности».
Зная, что «сцена лечит», Надежда Федоровна мечтала как можно скорее вернуться в театр, к работе. Но в дирекции ее ждал приказ, подписанный главным режиссером, — о выводе за штат и отправке на пенсию.
Тогда никогда прежде не хлопотавший за жену Владимир Самойлов впервые пришел поговорить с Гончаровым. Тяжелый мужской разговор на повышенных тонах закончился тем, что он написал заявление об уходе.
Как вспоминал об этом Александр Самойлов, от переживаний «отец за несколько дней постарел на десять лет – Маяковке он отдал 25 лет жизни, и теперь это дело отняли».
Чтобы отвлечься от депрессивных мыслей, актер решил съездить в родную Одессу. А вернувшись оттуда, признался сыну, что там едва не свел счеты с жизнью.
Александр Самойлов: «Мы с мамой надеялись, что поездка на родину немного отвлечет, приободрит, но отец вернулся из Одессы потерянным.
Сказал мне: «Знаешь, Сашка, в Одессе меня узнавали, радовались, звали в гости, но ощущение, что выброшен из жизни, что все кончено, не оставляло…
Вечером в бухте, где купался еще мальчишкой, я вошел в воду, бреду к горизонту, за который садится солнце, а сам думаю: «Буду идти, идти, идти — пока море меня не заберет…» Так бы и сделал, если б не вы».
У меня сжалось сердце. Понял: отец, который всегда показывал пример мужества, воевал, был тяжело ранен, но не сломался, находится на грани отчаяния».
К жизни Владимира Самойлова вернул главный режиссер Театра имени Гоголя Сергей Яшин, хорошо знавший его по совместной работе.
Он не только позвал Владимира Яковлевича в свою труппу, но и сходу предложил интереснейшую роль Тайрона в спектакле по пьесе О’Нила «Долгий день уходит в ночь». И этот спектакль потом так мощно «выстрелил», что его повезли показывать в Америку.
Александр Самойлов: «После возвращения бати из США мы целый вечер слушали рассказы, как замечательно зрители принимали спектакль, какие восторженные отзывы печатали местные газеты и как его уговаривали остаться.
«Предлагали преподавать в театральном вузе актерское мастерство, обещали хорошую зарплату и большой дом, в который смогу перевезти семью».
«Ну а ты что?» — улыбаясь, поинтересовалась мама. Сказал: «Да какая у вас тут жизнь? Дети не плачут, цветы не пахнут, еда безвкусная! На хрена мне сдалась ваша Америка!»
В последние годы самой большой мечтой Владимира Самойлова была роль короля Лира. 75-летний актер выучил текст назубок, уже приступил было к репетициям…
Во время одной из них в сентябре 1999 года у актера случился сердечный приступ. На скорой его отвезли в больницу, положили в реанимацию.
Последние его слова были обращены к сыну: «Сашка, езжай домой. И мать навести». 9 сентября Владимира Самойлова не стало.
Надежда Федоровна пережила мужа на два месяца. Получилось почти по Александру Грину: жили счастливо всю жизнь и умерли практически «в один день».