Иногда христиане, желающие исповедаться, подходят к священнослужителю и передают ему сложенные листочки с выписанными на них грехами. Но, конечно, так поступают не все — многие предпочитают исповедоваться «традиционным» способом.
А некоторые батюшки и вовсе отвергают «бумажную» исповедь, считая подобные меры недозволительными и кощунственными.
Но кто же в данном случае прав? Неужели Господу и впрямь не нужны наши списки с грехами? Или же, напротив, выписывание прегрешений способствует более осознанному покаянию? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти непростые вопросы.
Для начала давайте вспомним, в чём именно заключается смысл Таинства Исповеди — мы ведь прибегаем к покаянию не ради одного только перечисления своих пороков.
Следовательно, нельзя утверждать, что батюшка, отвергающий «бумажную» исповедь, в корне не прав. Но, конечно, осознанное и честное перечисление собственных прегрешений в минуту Таинства Покаяния очень важно.
Вот только это перечисление не должно быть механическим и равнодушным — мы должны искренне раскаиваться в совершённых ошибках, ощущая самоукорение и в то же время уповая на милость Небесного Отца.
Кроме того, очень важно стремиться не только к прохождению через Таинство, но и к дальнейшему исправлению и работе над собой.
И подобные покаянные чувства выразить на листке бумаги невозможно. Господь нуждается не в наших записках, но в нашем сердечном и глубоком раскаянии.
Но для чего же, в таком случае, вообще нужны эти записки?
Они могут оказаться полезными в минуту подготовки к Исповеди. Но, опять же, обязательном элементом Таинства они не являются.
Многие христиане, желая испытать себя, ведут особые дневники — туда они подробно записывают все свои мысли и переживания. Впоследствии это помогает им понять, влиянию каких искушений и страстей они наиболее подвержены.
Кроме того, часто батюшки советуют выписывать собственные прегрешения и для того, чтобы более кратко озвучить их во время Таинства Исповеди, так как подробные и красочные рассуждения о грехе в подобный момент неуместны.
И такие выстраданные, выплаканные списки грехов, с согласия священнослужителя, могут становиться своего рода «шпаргалкой» для Таинства.
Однако мы не должны забывать о том, что «Исповедь должна представлять собой устное перечисление грехов, совершённых не только на деле, но и мысленно или чувственно.
В подобную минуту нам надлежит открыть своё сердце Господу и священнику, ничего не стесняясь и ничего не страшась». Именно так всех верующих людей призывает исповедоваться протоиерей Валентин Мордасов.
На деле батюшка может позволить Вам пользоваться подготовленными записями, однако это произойдёт лишь в том случае, если он будет уверен в искренности Ваших покаянных чувств.
В противном случае, Святое Таинство превратится в лишённую смысла и оскорбительную для Господа формальность.
Сам священнослужитель может прочитать про себя выписанные Вами грехи, но это ни в коем случае нельзя будет счесть заменой устного покаяния.
Делается это с иной целью — в таком случае батюшка будет знать, о чём Вы забыли упомянуть и сможет задать Вам те или иные наводящие вопросы.
Таким образом он сможет определить, почему Вы забыли о том или ином своём пороке — из-за отсутствия подлинного покаяния или же потому, что этот грех имеет тот же корень, что и уже оговоренные Вами проступки.
Но такая работа с записями под силу далеко не каждому священнику — батюшка должен быть уверен в том, что не спутает усердное перечисление прегрешений с подлинным сердечным самоукорением и покаянием.
Если священник близко с Вами знаком и знает, как Вы живёте, он может по своей доброте и снисхождению разрешить Вам пользоваться такими «шпаргалками». Однако же в его прямые обязанности подобные попустительства не входят.
Не бойтесь позабыть о своих грехах без помощи записок. То, что не даёт покоя Вашему сердцу, в любом случае не забудется, не сотрётся из памяти.
А если Вы забыли о чём-то неумышленно, то уповайте на милосердие Господне — Он видит и знает обо всём, что происходит в Вашей душе и в чём Вы искренне раскаиваетесь.
Затронув тему записок, упомянем и о том, что некоторые христиане и вовсе исповедуются по телефону или в электронных письмах.
Допустимо ли это? И можно ли считать подобные Исповеди действительными?
Ответ на эти вопросы даёт батюшка Олег Моленко:
«…Что делает человек в момент Исповеди? Он честно рассказывает священнику о совершённых грехах — без утайки, без стремления себя оправдать, но с искренним сокрушением и желанием встать на праведный путь исправления.
Иными словами, для того, чтобы очиститься от прегрешений, нужно донести их до батюшки, наделённого Божественной властью прощать и отпускать грехи.
И имеет ли в таком случае значение «способ доставки» этих самых грехов? Церковь никогда не запрещала христианам исповедоваться на бумаге. А в наши дни, если это необходимо, можно покаяться и по телефону, и посредством электронного письма.
И, если кающийся человек не пренебрегает необходимыми для осуществления Таинства условиями, а батюшка, желающий ему помочь, возносит разрешительные молитвы, то эта Исповедь будет действительна.
Я убеждён в этом, так как это подтверждает и мой личный опыт. После вознесения разрешительных молитв люди, которых я исповедовал, например, по телефону, ощущали явное облегчение и покой, о чём не раз мне сообщали.
Не забывайте, пожалуйста, о том, что в момент Исповеди Вы говорите не столько с батюшкой, сколько с Самим Спасителем. Он — Ваш главный слушатель.
А священник в данном случае — только свидетель Вашего раскаяния и совершитель Святого Таинства. И если сердцем своим Вы чувствуете, что каетесь глубоко и горько, то Небесный Отец непременно просит все Ваши прегрешения.
Я считаю, что форма Исповеди — это вопрос второстепенный. Самое главное здесь — искренность и осознанность нашего покаяния.
Помните, кто первым вошёл в Царствие Небесное? Покаявшийся разбойник, исповедовавшийся Спасителю прямо на кресте, в минуту казни… И ключевую роль в данном случае сыграло именно его желание открыться Христу».