Вопрос: «Как по-христиански постоять за себя словесно при хамстве?» Отвечает протоиерей Александр Никольский: Если мы разозлились, значит, мы уже неправы, даже если мы, по существу, правы.
Надо стараться хранить мир в душе. Потерял мир в душе — всё, беда. Надо быстрее мир восстанавливать. Когда мир потерял в душе, лучше помолчать, если это возможно.
Но если уж раскричался, разошелся, то придется идти на исповедь, придется молиться Богу, потому что ты наносишь себе этим действием тяжелую душевную рану.
Надо будет ее лечить, и это будет не так просто. Требуется много молитв, не одна исповедь, длительное покаяние, чтобы излечить эту рану. Поэтому лучше ее не допускать.
Можем ли мы постоять за себя при хамстве? Конечно. Христос, когда он был на допросе, на суде синедриона уже перед распятием и приговором Пилата, когда его ударил слуга, Он сказал: «Что ты бьешь Меня?». То есть можно спокойно попытаться урезонить человека.
Иногда такое спокойное урезонивание дает больше эффекта, чем крик. Такое спокойное действие настолько сильно пробуждает совесть, что человеку становится стыдно за свои поступки. Это, конечно, не гарантированно, но это возможно.
А если это не гарантированно, человек совсем впал в раж или имеет особую причину нас ненавидеть, когда его несколькими словами не урезонишь, то, наверное, бесполезно кричать, будет только скандал.
Конечно, это легко сказать, не всегда просто сделать, но мы должны к этому стремиться. Мы должны четко понимать, где добро, где зло. Если мы понимаем, где добро, где зло, то мы можем к добру стремиться и со временем его достичь.
Как говорится, дорогу осилит идущий. А если мы даже этого не понимаем, то можем запутаться в зле, и нам будет с каждым разом все хуже и хуже.
Поэтому даже если это не получается, мы сразу должны к этому стремиться, и с Божьей помощью, через покаяние перед Богом, нам Господь этот мир в душе даст.
Практика показывает, когда с миром в душе ты говоришь, люди чувствуют, что это сила. Даже на людей, которые изначально были настроены враждебно, от которых нельзя было
ожидать какого-то изменения, разговор с миром в душе иногда производит поразительный эффект.
Человек сразу смиряется, успокаивается и чувствует стыд. Потому что ты не просто логикой вопроса, а своим доброжелательным отношением и плюс этим вопросом «а зачем?»
пробуждаешь в нем совесть, и он замолкает. Вот если можно остановить хамство, то в основном так.
Отвечает протоиерей Александр Тылькевич: Хотел бы уточнить про «за себя». Если мы понимаем, что хамство касается нас, то мы можем воспринимать просто какие-то педагогические особенности в речи человека.
Вот, например, настоятель, который ругает своего пономаря. Это не хамство. Здесь за себя стоять не нужно, а исправляться надо. Вот только и всего.
С другой стороны, если это реально хамство, то сопротивляться ему — это к злу прибавлять другое зло. Проще немножко подождать, когда утихнет вот этот вот первый гневный импульс и может быть и утихнет и человек.
Но если хамство или зло касается ближних наших, то здесь думаю вот так вот смиренно и терпеливо подходить к вопросу нельзя. Нет больше чести, чем отдать жизнь за други своя. Этому учит нас Евангелие.
Поэтому, если реально хамство касается наших ближних наших жён или матерей, да и любого человека, мимо которого вы проходите.
Когда видите, что он попал в такую неприятную ситуацию и не может этому противостоять. Вот тогда вы должны подойти и помочь.
Положительно решить вопрос. Что для этого нужно — вопрос третий. Может быть слов хватит, может в рукопашную придётся сходить.
Но в любом случае в отношении себя нужно смиренно и кротко терпеть, а в отношении ближних наших нужно решительно пресекать хамство.