Вопрос: «Батюшка, Господь простил грех Давида, но наказал его через сына Авессалома. Получается, что у сына не было шанса на другое поведение?
Если Господь наказывает нас через плохое поведение детей, то есть ли у них возможность спастись? Да, родитель заслужил, но как тогда быть ребенку?»
Ответ священника: Этот вопрос для меня очень многогранный, и, на мой взгляд, здесь смешались некоторые понятия.
Во-первых, я бы напомнил, что с точки зрения церковнославянского языка наказание – это научение. Господь нас не наказывает с целью уничтожить или излить на нас свой гнев. Он не человек, чтобы гневаться. Господь нас воспитывает.
Попробуйте всегда, где бы вы ни увидели в тексте богослужения или в молитве слово «наказание», всегда переводите его для себя как «научение». «Господь наказал», то есть «научил».
Также есть распространённое представление о том, что дети расхлебывают последствия жизни родителей. Некоторые люди даже приходят в храм с таким вопросом:
«Батюшка, на мне родовой грех, что мне делать? Мои родители грешили очень сильно, и я страдаю. Я сам не виноват, но я страдаю по причине моих родителей».
Я привожу им в пример 18-ю главу из книги Пророка Иезекииля, где говорится, что это явление не новое. На Руси в древности такое тоже было, в древнем Израиле тоже.
На Руси даже поговорка была: «Отцы ели клюкву, а у детей оскомина на зубах».
Но это перефразированная поговорка из книги пророка Иезекииля:
«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».
То есть отцы грешили, а дети расхлебывают последствия. Господь говорит:
Наказание за грех – это смерть. И не Господь наказывает нас, а мы сами себя наказываем. Грех – это уже есть наказание. Я согрешил, я выбрал смерть, и я, естественно, умираю.
Но сын не будет умирать за грех отца. Сын, если не будет повторять грехи своего отца, будет жить.
В Библии перечисляются даже разные виды согрешений. Применительно к тому времени основным грехом является идолопоклонство и крайние формы немилосердия к ближнему.
И наоборот, если некий отец живёт благочестиво, но у него сын развратился и начал поступать греховно, то отец будет жив, в том числе и в вечности, за свою добродетель, а сын погибнет из-за своего беззакония.
Но даже если некоторый человек поступал греховно и беззаконно, но потом раскаялся и оставил своё беззаконие, оставил свой грех и начал поступать благочестиво, то Господь обещает не вспомнить грехи этого человека и обещает, что человек будет жив.
Если какой-то человек, наоборот, жил благочестиво, но в какой-то момент оставил своё благочестие и начал поступать беззаконно, то он умрёт из-за своего беззакония. И всё его благочестие не припомнится.
Понимаете, как всё серьёзно? Наше благочестие должно быть постоянно с нами. Это наш образ жизни должен стать. А не на какое-то время. Знаете, вот мы помолились, помолились, потом бросили. Нет, только то, что мы делаем постоянно, приводит нас ко спасению.
Откуда же такое убеждение?
В 20-й главе книги Исход перечисляются заповеди Божии. И вторая заповедь Божия о том, что нельзя сотворить себе кумира, имеет такое дополнение:
Почему-то люди забывают о второй части этой заповеди, о том, что Господь творит милость в тысячи родов.
Кстати, от сотворения мира ещё тысяча родов не прошла, если придерживаться библейского летоисчисления. А тут не одна тысяча, а тысячи – их много. Вот такая милость Божия.
Но мы отвергаем эту милость и зацикливаемся на том, что Господь наказывает детей за грехи родителей до третьего и четвёртого рода. Но если мы вспомним начало нашей беседы, наказывает — значит, учит.
И почему до третьего и четвёртого?
Потому что внуки, правнуки, дальше уже нет смысла, потому что или дедушка с бабушкой умерли, или прадедушка с прабабушкой.
То есть разрывается цепь преемственности поколений. До третьего и четвёртого рода родители видят, как их грехи, их поступки отражаются на их детях.
Один батюшка даже мне сказал такое: «Батюшка, я смотрю на своих детей и вижу, мои грехи бегают передо мной и проявляются. Это мои грехи, я их вижу».
Вот так передаются грехи, да, но это же ведь не потому, что Господь так делает, и это не ответственность за грехи, а это последствие греха.
Дети впитывают от нас, дети учатся у нас, дети видят всё, как мы это делаем, и перенимают даже то, в чём мы сами себе не признаёмся. Они это тоже перенимают и тоже будут воспроизводить.
Вот такой вот поведенческий аспект передачи греха присутствует. Мы учим своих детей грешить, и они очень успешно этому учатся. А если бы мы жили благочестиво, точно также благочестие передавалось бы нашим детям, и они были бы живы в тысячи родов.
Так что здесь, если мы сопоставим эти два отрывка Священного Писания из книги пророка Иезекииля и из книги Исход, то мы увидим, что Господь не передаёт ответственность за
грех, а Господь позволяет, чтобы мы увидели всю смертоносность греха и не только в себе, но заметили бы даже, что наши грехи выходят за рамки меня, они начинают отравлять всё моё окружение и, в первую очередь, самых дорогих и близких людей.
Это не потому, что Господь наказывает и надо как-то избавиться от этих последствий. Нет, надо перестать грешить сначала, и тогда уже обратиться к Богу.
Теперь мы с вами можем подойти к греху царя Давида и посмотреть на эту ситуацию. Царь Давид согрешил сугубым грехом. Это был грех прелюбодейства и грех убийства – это смертные грехи.
И ещё, если поразмышлять, можно увидеть, что он пытался скрыть свой грех, что является отягчающим обстоятельством. Он сделал убийство не своими руками, а вовлёк в это ещё и военачальника Иоава.
Но почему Давид так поступил?
Потому что в нём этот грех уже жил и ждал своего проявления. И эту особенность, эту черту переняли его дети. Когда Господь действует в роду, то, как я предполагаю, он будет пытаться остановить детей.
Но когда Давид согрешил этим грехом, этот грех вышел наружу. И Господь говорит: Это не потому, что дети были счастливыми и безгрешными, а потому, что Господь ограждал и
защищал детей, останавливал их от греха всеми возможными способами. В том числе и через царя Давида.
Это родительское чутьё, когда родитель чувствует, что его ребёнок делает что-то не то, и останавливает его, разговаривает с ним, пытается удержать от греха, происходит, потому что Господь вразумляет.
Что же произошло с детьми Давида?
Во-первых, ребёнок, рождённый в прелюбодеянии, умер. Как бы Давид ни молился, как бы ни пытался, чтобы ребёнок остался в живых, даже не ел и не спал, и молился постоянно, ребёнок всё равно умер.
Это научает нас тому, что грех – это смерть. Нет другого способа нам научиться, как только через свой опыт. Вот так вот мы устроены.
Дальше, Давид видит, что грех не только убивает его, но и начинает распространяться в его детях. Его старший сын, Амнон, изнасиловал свою сестру Фамарь, а Авессалом отомстил за это, убив его.
И за это он был выгнан, убежал, потом вернулся, потом Авессалом возмутился против Давида и взбунтовался, захватил царство. И по совету Ахитофела он спал с его жёнами явно, на глазах всего народа вёл их в палатку к себе. За что Авессалом тоже умер.
Грех приводит к смерти, но покаяние приводит к жизни. И Давид покаялся. Поэтому история царя Давида стала примером греха и покаяния не только для его семьи, для его
детей и для тех людей, которые его знали. Это история как некая икона для всех нас. Мы то же самое можем сделать со своими детьми.
Это не Господь перекладывает ответственность на кого-то. Это мы своими грехами убиваем и себя, и своих детей. И Господь пытается нас как-то остановить, пытается нас вразумить, но это действует только до какой-то грани.
Но как только мы переходим через эту грань, как и Давид переступил через грань, совершил смертный грех, после этого Господь отступил от него и дозволил то, что потом в конце концов и произошло. Текст основан на видео с канала «Протоиерей Роман Ледин»