«Дон Сезар де Базан»: разочаровние Боярского и последняя роль Богатырёва

4 июля 1989 года на экраны вышла картина «Дон Сезар де Базан». Это была предпоследняя лента мастера музыкальной комедии Яна Фрида.

Свой путь в кино мэтр нашёл, когда ему было уже за 70, зато в течение всего нескольких лет успел подарить зрителям настоящие шедевры — «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Сильва».

В основу сценария легла одноимённая пьеса французских драматургов Филиппа Дюмануара и Адольфа д’Эннери.

Главного героя — обедневшего дворянина дона Сезара де Базана, авторы позаимствовали из романа Виктора Гюго «Рюи Блаз», где тот появлялся в некоторых сценах.

В СССР пьеса «Дон Сезар де Базан» была впервые поставлена в 1948-м году труппой Ленинградского драматического театра, а впоследствии киностудия «Ленфильм» выпустила телеверсию этого спектакля.

Интересно, что короля Карла II в той постановке играл Николай Боярский — дядя Михаила Боярского.

Режиссёр Ян Фрид с самого начала видел в главной роли только Михаила Боярского. Они были знакомы ещё со съёмок «Собаки на сене» и остались в дружеских отношениях.

Именно благодаря Фриду молодой актёр тогда впервые примерил на себя образ романтического героя в шляпе и со шпагой, который впоследствии получил ещё большее развитие в «Мушкетёрах» и стал его визитной карточкой.

В новом фильме Боярский снова вскочил в седло и бросился сам выполнять сложные трюки — карабкался по карнизам и прыгал с крыши на крышу.

Правда, своей ролью актёр остался не слишком доволен. Дон Сезар показался ему очередным повторением того, что он уже много раз делал в кино.

Актрису на роль цыганки Маританы искали долго. Нужна была не просто красивая девушка, но ещё и отличная танцовщица. В конце концов выбор режиссёра пал на знойную Анну Самохину, которая блестяще вписалась в образ.

Смотрите также:  "Ждет, когда сможет обнять сына" — тяжелая судьба звезды советских лет Аллы Черновой

Как признавалась актриса, больше всего ей запомнились съёмки танца с бубном. Тогда на улице стояла страшная жара — под сорок градусов. Под палящим солнцем Самохиной пришлось отыгрывать несколько дублей энергичного танца.

А за кадром её ждала четырёхлетняя дочка Саша. Кстати, девочку можно увидеть в том же эпизоде на руках у Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам знаменитой мамы и стала актрисой.

Бессменным соавтором Яна Фрида на съёмочной площадке была его супруга — актриса Виктория Горшенина.

В ленте «Дон Сезар де Базан» она играла виконтессу Касильду де Монтехо, а параллельно помогала мужу работать с другими актёрами. Спустя несколько лет супруги вместе работали над последней картиной «Тартюф», а затем эмигрировали в Германию.

Вскоре после съёмок из страны уехала и красавица-королева Наталья Лапина. Актриса и певица долго жила в США, но после второго развода вернулась на родину. Сегодня Наталья известна как автор песен Григория Лепса, Любови Успенской и других звёзд эстрады.

На роль мальчика, из-за которого дона Сезара приговорили к смертной казни, претендовали два знаменитых наследника: внук режиссёра Алёша Подгорный и сын исполнителя главной роли Серёжа Боярский.

Ян Фрид не хотел, чтобы его заподозрили в кумовстве, и оставил решающее слово за Михаилом Боярским, но тот собственного сына не выбрал.

На площадке Алёша решил пошалить и специально срывал съёмки финального эпизода, чтобы красавица Анна Самохина поцеловала его как можно больше раз. Знаменитому дедушке пришлось провести с внуком воспитательную беседу.

Композитор Геннадий Гладков не только написал музыку к фильму, но и исполнил вокальные партии за Михаила Светина, который не смог присутствовать на озвучивании, так как был занят на гастролях.

Смотрите также:  Посуда вмиг очистится от остатков теста: простая хитрость, которая всегда выручит

Гладков так точно спародировал голос актёра, что сам Светин при просмотре не сразу смог распознать подмену. За супругу Светина в исполнении Виктории Горшениной в фильме пела Елена Камбурова.

Оператор Эдуард Розовский появился в картине в небольшой роли учителя музыки, а сам режиссёр Ян Фрид сыграл педагога по танцам.

В роли короля Карла II на экране предстал Юрий Богатырёв. Согласно сохранившемуся портрету, испанский правитель отличался весьма своеобразной внешностью с длинным носом, огромными губами и резко выступающим подбородком.

Гримёры старались не просто воссоздать образ, а довести его до гротеска, так что в рот актёру даже подкладывали вату. Юрий Богатырёв не увидел выхода картины на экраны.

В последнее время актёр находился в тяжёлом эмоциональном состоянии, принимал специальные лекарства. Когда он получил гонорар за съёмки, то отправился отмечать получку с друзьями, но встреча оказалась роковой.

Сочетание алкоголя с антидепрессантами привело к непоправимым последствиям — 41-летний Юрий Богатырёв скончался в больнице.

Испанию XVIII века снимали в нескольких местах. Рыночную площадь и улочки старого города — в Вильнюсе, старинную крепость и пейзажи — в Нарве и Ивангороде, а королевскую резиденцию — в дворцовом комплексе Ораниенбаум под Ленинградом.

В качестве охотничьего домика короля выступила дача Гаусвальд на Каменном острове — популярное место у съёмочных групп. За несколько лет до этого она была домом Ирэн Адлер из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Источник