Сложно поверить в то, что вот уже более 7 лет с нами нет легендарного кинорежиссера Эльдара Рязанова, подарившего зрителям столько замечательных фильмов, не потерявших своей актуальности и по сей день.
Не секрет, что многие именитые режиссеры предпочитают снимать в своих кинокартинах малоизвестных и нерастиражированных актеров, дабы за ними не следовал шлейф предыдущих ролей.
Рязанов в этом плане не был исключением, а любая начинающая актриса считала невероятной удачей хотя бы мелькнуть в кинокартине Эльдара Александровича.
В этом выпуске я расскажу о том, почему многие актрисы, снявшиеся у Рязанова, страдали от того, что зрители видели в них лишь персонажей из «рязановского шедевра»?
Правда ли, что актрисы становились заложницами одной роли, и их кинокарьера складывалась не так удачно, как ожидалось? Существовало ли на самом деле явление, которое шутя называли «проклятием Рязанова»?
Лариса Голубкина
Для Ларисы Голубкиной фильм «Гусарская баллада» (1962) стал дебютом в кино, а в её Шурочку были влюблены миллионы советских мужчин.
Поначалу другие режиссеры снимали в своих киноработах молодую «звёздочку», открытую Рязановым, но потом — как «отрезало».
Открыв фильмографию 83-летней актрисы, можно увидеть лишь 37 проектов, причем фильмов из них только 15, фильмов-спектаклей — 10, а остальные работы — это документальные ленты, посвященные её знаменитому мужу Андрею Миронову…
Эльдар Александрович доверил Голубкиной всего лишь ещё одну роль в фильме «Дайте жалобную книгу» (1965), и то это было на первых порах.
Также можно выделить фильм Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), где зрители запомнили Ларису, хотя это произошло, возможно, и потому, что в этой кинокартине играл и её именитый супруг.
Выходит, что свою первую «звездную» роль актриса так и не смогла превзойти, или ей просто не дали шанс это сделать, прочно ассоциируя с Шурочкой из «Гусарской баллады».
Барбара Брыльска
Известно, что Эльдар Рязанов очень долго искал актрису на роль Нади в новогоднюю комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1976).
Сейчас же трудно представить на месте главной героини не полячку Барбару Брыльску, а например, Светлану Немоляеву, Людмилу Гурченко или Алису Фрейндлих, которые примеряли на себя эту роль, пройдя бесчисленное количество проб.
Когда режиссер уже почти отчаялся, он вдруг вспомнил о польской актрисе, сыгравшей в «Анатомии любви» (1972) Романа Залуского, и понял, что нашел свою Надежду Шевелеву.
Как оказалось, в фильмографии 81-летней Барбары более 60-ти киноработ, включая, конечно же, «Иронию судьбы. Продолжение» (2007), но, тем не менее, вряд ли найдется человек, который вспомнит название хотя бы ещё одной кинокартины с участием актрисы…
Светлана Карпинская
Для Светланы Карпинской, не имевшей актерского образования, главная роль в комедии «Девушка без адреса» (1957), казалось, стала подарком судьбы: её без экзаменов приняли сразу на второй курс ЛГИТМиКа.
Карпинская, да и абсолютно все были уверены, что теперь перед ней откроются все двери, и рязановская «звездочка» станет популярной и востребованной актрисой.
Но, как оказалось, и для Светланы дебют у Рязанова стал своеобразным «проклятием», ведь ей, как и Голубкиной, не удалось затмить другими работами свою первую роль в кино.
В фильмографии Карпинской, которая покинула этот свет в 2017 году на 80-м году жизни, значится всего 48 проектов, причем фильмов из них — 21, а остальные — фильмы-спектакли…
Людмила Гурченко
После выхода на экраны музыкального фильма «Карнавальная ночь» (1956) (первой самостоятельной работы Эльдара Рязанова) 21-летняя кинодебютантка Людмила Гурченко в мгновение ока стала знаменитой на весь Советский Союз.
Следующей яркой и запоминающейся её работой стала комедия «Девушка с гитарой» (1958), а после актриса, можно сказать, исчезла с экранов, ведь её последующие роли были малозаметны.
Но спустя четверть века Эльдар Александрович дал Гурченко главную роль в легендарном фильме «Вокзал для двоих» (1982), и у актрисы, которая не сидела без ролей, но и не блистала, как ей того бы хотелось, начался второй виток популярности.
В 2006 году Рязанов решил снять «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», где Людмила Марковна играла саму себя.
Пожалуй, можно сказать, что лишь Людмиле Гурченко удалось снять с себя «проклятие» Рязанова и достичь невероятных высот не только в кинематографе, но и на эстраде. Всего на счету знаменитой актрисы, покинувшей нас в 2011 году, более 100 фильмов.
Лариса Гузеева
Можно сказать, что для Ларисы Гузеевой роль в исторической мелодраме «Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова стала дебютной, так как в детективе «Место встречи изменить нельзя» (1979) она сыграла в эпизоде и даже не попала в титры.
Бесспорно, в образе Ларисы Огудаловой Гузеева была бесподобна, особенно в компании известных актеров. Это роль прославила начинающую актрису, ведь на момент съемок она была ещё студенткой ЛГИТМиКа.
Но, видимо, и Гузеевой суждено было остаться заложницей своего дебютного образа, ведь припомнить её более значимую работу сложно, несмотря на то, что в фильмографии 63-летней актрисы более 50 киноработ.
А как вы думаете, уважаемые читатели, существует ли на самом деле «проклятие Рязанова», или все это лишь обычное совпадение?